Урок рассчитан для учащихся 3 классов по предмету "Человек и мир".
Цель урока: формирование представлений о многообразии животных - обитателей морей и океанов, об их приспособлениях к условиям обитания.
Задачи:
Оборудование: учебное пособие, карта полушарий, рисунки животных морей и океанов (демонстрационные и на каждую группу), презентация.
- Доброе утро, ребята!
- Я рада, Вас всех приветствовать! Перед началом урока вы вытянули карточку определенного цвета.
- Сейчас я попрошу каждого подойти к тем столам, которые соответствуют цвету вашей карточки. (Парты в классе расставлены для работы в 5 группах)
- Присаживайтесь, ребята, на свои места.
- Сегодня у нас необычный урок. Кто мне скажет, чем же он необычен? (пришли гости)
- Да, действительно, сегодня на уроке у нас присутствуют гости.
- Как видите, сегодня вы будете работать не совсем обычно, а в группах и урок наш пройдет в игровой форме.
- Сегодня я вас всех приглашаю в "Морское путешествие".
- В путешествии вас ждет много интересной и полезной информации, поэтому будьте очень внимательны!
- Задания нужно выполнять не только быстро, но и правильно. Если вы все правильно выполните, то в конце путешествия сможете открыть волшебный сундук и узнать, что какой клад там спрятан.
- Также команды за быстрое и правильное выполнение заданий будут получать монетки, собрав которые, можно получить отметки за урок.
- Прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила работы в группах.
- Помните, мы с вами – единое целое, мы ценим и уважаем мнение своих товарищей, помогаем друг другу, умеем слушать, не перебивая.
- Сегодня день больших секретов
На сто вопросов – сто ответов.
Мы путешествие совершим
И в путь далекий поспешим.
- Начать урок я хочу словами, записанными на экране.
- Давайте их прочитаем: "Знания не даются человеку от рождения. Человек сам постигает окружающий его мир в течение всей своей жизни".
- Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)
- Да, вы правы, чтобы много знать, человек должен много и кропотливо заниматься, постоянно добывать какие-то новые сведения, накапливать полученные знания и применять их в разных сферах своей жизни.
- Предлагаю эти слова использовать в качестве девиза нашего урока.
- Поэтому сегодня, я желаю вам пополнить копилку ваших знаний новыми открытиями.
- Ребята, а как же нам отправиться в путешествие? Как вы думаете на чем?
- Чтобы это узнать, нужно разгадать ребус.
- Да, действительно, мы отправимся на батискафе. Дети, а кто знает, что такое батискаф?
Батискаф - самоходный аппарат для исследования морских глубин
На экране изображение батискафа.
- Итак, отправляемся в путь! Чтобы наше путешествие прошло на отлично, предлагаю немного размяться.
- Обратите внимание на экран. Там изображены животные. (в каждой группе свой набор рисунков и своя карта полушарий, у учителя на доске свой набор)
Императорский пингвин, белый медведь, песец, лемминг, змея, обезьяна, ящерица, лягушка, попугай, туканы, ягуар, верблюд, антилопа, газель, тушканчик, песчанка.
- Что объединяет все эти рисунки? (Это животные суши)
- На какие группы можно распределить этих животных? (По местам их обитания)
- На столах в каждой группе лежат конверты с наборами рисунков животных и карта полушарий.
- Ваша задача распределить рисунки с изображениями животных по местам их обитания и прикрепить на карту полушарий.
- Побеждает та команда, которая быстрее всех, а главное правильно выполнит задание. (Дети распределяют животных, которые обитают среди льдов и снегов Антарктиды. (прикрепляют к карте полушарий), животных экваториального леса (прикрепляют к карте полушарий), животных пустыни (прикрепляют к карте полушарий) и называют животных)
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Молодцы! С первым заданием на станции вы справились, а сейчас ответим на вопросы, в этом нам поможет волшебный стаканчик.
- Как животные приспособились к жизни в холодных полярных районах Земли? (непромокаемое оперение и толстый слой жира, густая и длинная шерсть)
- Кто из животных экваториальных лесов относится к растительноядным животным, а кто - к хищникам? (Р - обезьяны, ленивцы, летучие мыши, попугаи, тараканы; Х - ягуар)
- Как животные приспособились к недостатку воды? (запасают в своих горбах жир, днем зарываются в песок, во влажный слой, получают влагу с пищей, впадают в спячку на весь засушливый период)
Выступления заранее подготовленных учащихся
- Почему белые медведи не охотятся на императорских пингвинов? (отвечает подготовленный ученик)
Белые медведи не охотятся на императорских пингвинов, потому, что пингвины не смогли пересечь экватор и обосноваться на Северном полюсе. И встречаются пингвин с медведем только в зоопарке. Белые медведи не едят пингвинов, потому что они живут в разных полушариях Земли: медведи - на Северном полюсе, а пингвины - на Южном полюсе. Белый медведь с удовольствием полакомился бы пингвином.
- Почему у животных пустыни желтоватая окраска?
Все животные зон пустынь имеют желтый тот темно-бурый окрас для того, того чтобы быть незаметными среди песков - (маскировка) из - за того, что там есть хищники. (Учащиеся, подготовившие дополнительную информацию, делают краткие сообщения)
- Молодцы! Настоящий клуб знатоков. Хорошо размялись. Двигаемся дальше!
- Вы все знаете, а значит, сможете ответить на вопрос детского поэта Андрея Усачева.
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть…
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – ... (Ответ хором: вода)
- Как вы думаете, почему возник такой вопрос?
- Меньшую часть нашей планеты составляет суша, а большую - огромные запасы водных ресурсов ЗЕМЛИ - океаны, моря, реки, озера, болота.
- Как называются все моря и океаны? (мировой океан)
- Мы уже знакомились с растительным миром Мирового океана. Какое значение имеют растения морей и океанов в природе? (выделяют кислород, дают пищу и укрытие морским обитателям)
- Огромные водные пространства, окружающие материки, называют... (океанами)
- Сколько океанов на нашей планете? (4)
- Части океанов, которые впадают в сушу, называются ... (морями)
- Сколько морей на Земле? (Более 100)
- Все моря и океаны соединены между собой и образуют ... (Мировой океан)
- На прошлом уроке мы знакомились с животным миром суши.
- Сегодня мы продолжим говорить об удивительных животных.
- Кто уже догадался о каких животных сегодня пойдет речь? (На экране тема "Животные - обитатели морей и океанов")
- Вот уже на нескольких уроках мы отвечаем на вопрос, который начинается со слова "как". Сегодня урок - не исключение.
- Сформулируйте вопрос урока, глядя на тему.
- Действительно, мы должны узнать как животные приспособились к жизни в морях и океанах?
- Продолжаем наше путешествие и наш батискаф подплывает к следующей станции.
- Моря живут своей, непривычной для обитателей суши, жизнью. Этот огромный мир всегда пугал и манил людей.
- Но долгое время человек не мог проникнуть глубже поверхности океана, и его бездны оставались загадкой.
- Изобретение акваланга и подводной фото- и видеотехники позволило всем желающим заглянуть в таинственную подводную жизнь.
- Теперь любой человек может запечатлеть его сказочные красоты, лучше узнать особенности жизни морских обитателей.
Дайвинг - так называют подводное плавание со специальными аппаратами
- Чтобы стать настоящим дайвером, нужно учиться. А простым туристам помогают совершать погружения опытные инструкторы.
- До сих пор ученые не могут с уверенностью сказать, что им известны все обитатели морских глубин
- На разной глубине - своя жизнь, свои животные, привычные к определенной освещенности, давлению, своя прозрачность воды и уровень кислорода.
- А вы знаете, какие животные обитают под водой?
- Сейчас каждая группа получит конверт с рисунками животных, обитающих в морях и океанах и их названиями. Участники группы должны соотнести рисунки с названиями. Побеждает та команда, кто быстрее всех выполнит задание.
Учитель раздает конверты, учащиеся рассматривают рисунки: рыба-молот, морской конек, осьминог, краб, летучая рыба, морская черепаха, морской ёж, камбала, жемчужница.
- Итак, конверты на руках, откройте их, рассмотрите внимательно рисунки. (дети выполняют задание)
- Все ли животные вам были знакомы? (Нет)
- По каким признакам вы определили, что именно эти животные могут обитать в морях и океанах? (У них нет лап, как у животных суши. Животные морей и океанов передвигаются при помощи плавников, ласт, щупалец и т.п/)
Выступления подготовленных учеников
Рыба-молот - это акула. Голова у нее похожа на молоток или кувалду, а глаза расположены на концах больших боковых выростов. Рыбы-молоты очень кровожадные и могут съесть даже своих собратьев-акул.
Морской конек - это рыба, не состоящая даже в отдаленном родстве с сухопутными четвероногими скакунами. Формой тела напоминает шахматную фигуру - коня. Несмотря на свою привлекательную внешность, морские коньки - свирепые хищники.
Осьминог - это головоногий моллюск. В опасной ситуации животное выбрасывает струю темно-коричневых чернил. Преследователи теряют осьминога в этом темном облаке и дают ему возможность улизнуть.
Краб - животное, во многом похожее на жуков, кузнечиков и тараканов: у него такой же наружный хитиновый скелет, выпуклые шестигранные глаза-фасетки и многое другое. Иногда крабов даже называют "водными насекомыми". У краба 10 ног, первая пара снабжена клешнями.
Летучая рыба - обладает огромными грудными плавниками. Она, конечно же, не летает в полном смысле этого слова, но, спасаясь от хищников, может легко проноситься вдоль поверхности воды, покрывая огромные расстояния. Ее грудные плавники при этом вибрируют.
Черепаха морская, в отличие от сухопутных собратьев, не умеет втягивать конечности в панцирь. Они преобразовались в ласты и помогают животному плавать со скоростью 30 км/ч. Вот тебе и медлительная черепаха!
Морской ёж - это иглокожее животное. На теле у ежей подвижные иглы, с помощью которых они перемещаются по дну или зарываются в грунт. Кроме того, у них есть множество мелких игл и ножек, которые помогают им очистить тело от мусора, прогнать вредных личинок, закидывать в рот кусочки пищи.
Камбала - плоская рыба, которая живет на дне моря. Она не рождается плоской, а становится такой в течение жизни. Та сторона, которая была первоначально правой или левой, становится верхней или нижней. Оба глаза переходят на одну сторону тела - верхнюю.
Жемчужница - это моллюск, тело которого находится между двумя створками раковины, а в его складках может образовываться жемчуг. Если внутрь ракушки попадает какое-то инородное вещество, например песчинка, она начинает обволакиваться перламутром и расти. Через два-три года в ракушке уже можно найти настоящую жемчужину. В наши дни жемчуг научились выращивать и искусственными способами.
- Какие вы молодцы, ребята!
- Работаете отлично! Пришло время немного отдохнуть, ведь на пути станция "Отдыхай-ка".
- Представьте, что вы обитатели морей и океанов. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните короткими рывками. Повторите три раза. Теперь сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Потянитесь, встряхните руками. Продолжаем работу.
- Что мы делали на станции "Отдыхай-ка"? (Дышали)
- Да. Человек без дыхания может прожить лишь несколько минут.
- А как же дышат обитатели морей и океанов? (учащиеся высказывают предположения)
- Прочитайте самостоятельно текст на стр. 97-98 учебного пособия.
- Что же помогает дышать рыбам? Можно ли сказать, что это еще одно приспособление к среде обитания?
- О каких еще способах приспособления к жизни в морях и океанах вы прочитали?
- Впереди следующая станция ...
- Сейчас, я буду читать описание какого – либо жителя подводного мира. Ваша задача, узнать его, если сможете. Если команда знает ответ на вопрос, поднимает карточку.
- В случае, если команда ответила неверно, то право ответа предоставляется команде-сопернице. (если дети не знают ответ на вопрос, на экране показывают фото подводного жителя)
1. Купаясь в море, нужно быть очень внимательным, чтобы не наступить на этих животных: последствия могут быть самыми печальными! Рот этого морского жителя называется аристотелевым фонарем, и в нем расположены пять постоянно растущих зубов. У одних иглы короткие и частые, у других - длинные и редкие. Различаются они цветом. (Морской ёж)
2. Это очень древние рыбы; благодаря обтекаемой форме тела при движении вперед акулы испытывают самое ничтожное сопротивление воды, поэтому очень быстро плавают. В отличие от рыб, акулы размножаются, откладывая яйца. (Акула)
3. Тоже животное, хотя больше похоже на растение. На коже у них есть иглы и шипы, защищающие животных от опасностей, но они и сами- хищники. Некоторые из них могут выворачивать свой желудок, обволакивать им жертву и переваривать ее вне тела.
Если это животное потеряет один из своих лучиков, на его месте отрастет новый, а если ее разделить на две половины, из каждой вырастет новое животное. (Морская звезда)
4. В отличие от своих сухопутных родственников, совсем не может передвигаться по земле. Она очень ядовита: даже небольшая доза яда мгновенно обездвиживает добычу, не давая жертве спрятаться на дне или коралловом рифе. (Морская змея)
5. Родственник кита. Он превосходно ориентируется в воде при помощи эхолокации, то есть на слух. Животное посылает звуковые сигналы, которые, отражаясь от камней, рыб и других препятствий, возвращаются назад.
Он анализирует эти ответные колебания и "видит" окружающий мир на слух. Человеческое ухо не может услышать звуки, которые издают эти животные. (Дельфин)
- Да, ребята! Какие же вы молодцы! Так легко справились с заданием!
- Ну что, наш батискаф двигается вперед и уже достиг следующей станции ...
- Станция не зря имеет такое название, ведь сейчас я буду задавать вам самые настоящие морские вопросы, команда, которая знает ответ, поднимает карточку.
- Какие же, вы, дети молодцы! Все задания выполнили абсолютно правильно!
- Ой, посмотрите к чему это подплыл наш батискаф? (дети видят сундук)
- Да, действительно! Это волшебный сундук. Давайте, открывать и смотреть, что же за клад там спрятан. (открываем сундук)
- Ребята, здесь письмо!
"Ребята, в этом путешествии вы проявили себя как мужественные, смелые, смекалистые и неунывающие люди. Вы, достойны носить звание морских путешественников! Поздравляю вас!" (детям вручаются медали Морской путешественник)
- Ну что, ребята, наше морское путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке?
- С какими морскими обитателями мы с вами познакомились? Перечислите.
- Где же живут все эти организмы? (в морях, в океанах)
Домашнее задание
- Дома вам будет нужно прочитать параграф…
- Завершая наш урок, я предлагаю вам выполнить небольшое задание. У вас на столах лежат кораблики.
- Если урок был интересным, познавательным, вы для себя усвоили какую-то важную информацию, то прикрепите свою картинку там, где море.
- Если у вас на конец урока плохое настроение, не совсем усвоили тему урока, то прикрепите свою картинку за пределами моря. (дети выполняют задание)
- Судя по тому, что вы отправили свои кораблики в путешествие, можно сделать вывод, что урок вам понравился. Я очень рада! Большое спасибо за отличную работу.