Конспект урока в 3 классе "Животные - обитатели морей и океанов"

Урок рассчитан для учащихся 3 классов по предмету "Человек и мир".

Цель урока: формирование представлений о многообразии животных - обитателей морей и океанов, об их приспособлениях к условиям обитания.

Задачи:

  • развитие умения сопоставлять, делать выводы при выявлении способов приспособления животных к условиям обитания в морях и океанах;
  • развитие познавательного интереса к предмету;
  • формированию коммуникативных навыков.

Оборудование: учебное пособие, карта полушарий, рисунки животных морей и океанов (демонстрационные и на каждую группу), презентация.

Ход урока

Организационный этап

- Доброе утро, ребята!
- Я рада, Вас всех приветствовать! Перед началом урока вы вытянули карточку определенного цвета.
- Сейчас я попрошу каждого подойти к тем столам, которые соответствуют цвету вашей карточки. (Парты в классе расставлены для работы в 5 группах)

- Присаживайтесь, ребята, на свои места.
- Сегодня у нас необычный урок. Кто мне скажет, чем же он необычен? (пришли гости)
- Да, действительно, сегодня на уроке у нас присутствуют гости.

- Как видите, сегодня вы будете работать не совсем обычно, а в группах и урок наш пройдет в игровой форме.
- Сегодня я вас всех приглашаю в "Морское путешествие".
- В путешествии вас ждет много интересной и полезной информации, поэтому будьте очень внимательны!

- Задания нужно выполнять не только быстро, но и правильно. Если вы все правильно выполните, то в конце путешествия сможете открыть волшебный сундук и узнать, что какой клад там спрятан.
- Также команды за быстрое и правильное выполнение заданий будут получать монетки, собрав которые, можно получить отметки за урок.

- Прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила работы в группах.
- Помните, мы с вами – единое целое, мы ценим и уважаем мнение своих товарищей, помогаем друг другу, умеем слушать, не перебивая.
- Сегодня день больших секретов

На сто вопросов – сто ответов.
Мы путешествие совершим
И в путь далекий поспешим.

- Начать урок я хочу словами, записанными на экране.
- Давайте их прочитаем: "Знания не даются человеку от рождения. Человек сам постигает окружающий его мир в течение всей своей жизни".
- Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)

- Да, вы правы, чтобы много знать, человек должен много и кропотливо заниматься, постоянно добывать какие-то новые сведения, накапливать полученные знания и применять их в разных сферах своей жизни.

- Предлагаю эти слова использовать в качестве девиза нашего урока.
- Поэтому сегодня, я желаю вам пополнить копилку ваших знаний новыми открытиями.

Проверка домашнего задания

- Ребята, а как же нам отправиться в путешествие? Как вы думаете на чем?
- Чтобы это узнать, нужно разгадать ребус.

Ребус "Батискаф"Ребус "Батискаф"

- Да, действительно, мы отправимся на батискафе. Дети, а кто знает, что такое батискаф?

Батискаф - самоходный аппарат для исследования морских глубин

На экране изображение батискафа.
- Итак, отправляемся в путь! Чтобы наше путешествие прошло на отлично, предлагаю немного размяться.

Станция "Разминка"

- Обратите внимание на экран. Там изображены животные. (в каждой группе свой набор рисунков и своя карта полушарий, у учителя на доске свой набор)
Императорский пингвин, белый медведь, песец, лемминг, змея, обезьяна, ящерица, лягушка, попугай, туканы, ягуар, верблюд, антилопа, газель, тушканчик, песчанка.

- Что объединяет все эти рисунки? (Это животные суши)
- На какие группы можно распределить этих животных? (По местам их обитания)

- На столах в каждой группе лежат конверты с наборами рисунков животных и карта полушарий.
- Ваша задача распределить рисунки с изображениями животных по местам их обитания и прикрепить на карту полушарий.

- Побеждает та команда, которая быстрее всех, а главное правильно выполнит задание. (Дети распределяют животных, которые обитают среди льдов и снегов Антарктиды. (прикрепляют к карте полушарий), животных экваториального леса (прикрепляют к карте полушарий), животных пустыни (прикрепляют к карте полушарий) и называют животных)

- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Молодцы! С первым заданием на станции вы справились, а сейчас ответим на вопросы, в этом нам поможет волшебный стаканчик.

Фронтальный опрос с использованием "Стаканчика"

- Как животные приспособились к жизни в холодных полярных районах Земли? (непромокаемое оперение и толстый слой жира, густая и длинная шерсть)
- Кто из животных экваториальных лесов относится к растительноядным животным, а кто - к хищникам? (Р - обезьяны, ленивцы, летучие мыши, попугаи, тараканы; Х - ягуар)

- Как животные приспособились к недостатку воды? (запасают в своих горбах жир, днем зарываются в песок, во влажный слой, получают влагу с пищей, впадают в спячку на весь засушливый период)

Выступления заранее подготовленных учащихся

- Почему белые медведи не охотятся на императорских пингвинов? (отвечает подготовленный ученик)

Белые медведи не охотятся на императорских пингвинов, потому, что пингвины не смогли пересечь экватор и обосноваться на Северном полюсе. И встречаются пингвин с медведем только в зоопарке. Белые медведи не едят пингвинов, потому что они живут в разных полушариях Земли: медведи - на Северном полюсе, а пингвины - на Южном полюсе. Белый медведь с удовольствием полакомился бы пингвином.

- Почему у животных пустыни желтоватая окраска?

Все животные зон пустынь имеют желтый тот темно-бурый окрас для того, того чтобы быть незаметными среди песков - (маскировка) из - за того, что там есть хищники. (Учащиеся, подготовившие дополнительную информацию, делают краткие сообщения)

Актуализация знаний

- Молодцы! Настоящий клуб знатоков. Хорошо размялись. Двигаемся дальше!
- Вы все знаете, а значит, сможете ответить на вопрос детского поэта Андрея Усачева.

Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть…
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – ... (Ответ хором: вода)

- Как вы думаете, почему возник такой вопрос?
- Меньшую часть нашей планеты составляет суша, а большую - огромные запасы водных ресурсов ЗЕМЛИ - океаны, моря, реки, озера, болота.

Станция "Подводный мир"

- Как называются все моря и океаны? (мировой океан)
- Мы уже знакомились с растительным миром Мирового океана. Какое значение имеют растения морей и океанов в природе? (выделяют кислород, дают пищу и укрытие морским обитателям)
- Огромные водные пространства, окружающие материки, называют... (океанами)

- Сколько океанов на нашей планете? (4)
- Части океанов, которые впадают в сушу, называются ... (морями)
- Сколько морей на Земле? (Более 100)

- Все моря и океаны соединены между собой и образуют ... (Мировой океан)
- На прошлом уроке мы знакомились с животным миром суши.
- Сегодня мы продолжим говорить об удивительных животных.

- Кто уже догадался о каких животных сегодня пойдет речь? (На экране тема "Животные - обитатели морей и океанов")
- Вот уже на нескольких уроках мы отвечаем на вопрос, который начинается со слова "как". Сегодня урок - не исключение.

- Сформулируйте вопрос урока, глядя на тему.
- Действительно, мы должны узнать как животные приспособились к жизни в морях и океанах?

Изучение нового материала

- Продолжаем наше путешествие и наш батискаф подплывает к следующей станции.

Станция "Кто здесь живет?"

- Моря живут своей, непривычной для обитателей суши, жизнью. Этот огромный мир всегда пугал и манил людей.
- Но долгое время человек не мог проникнуть глубже поверхности океана, и его бездны оставались загадкой.
- Изобретение акваланга и подводной фото- и видеотехники позволило всем желающим заглянуть в таинственную подводную жизнь.

- Теперь любой человек может запечатлеть его сказочные красоты, лучше узнать особенности жизни морских обитателей.

Дайвинг - так называют подводное плавание со специальными аппаратами

- Чтобы стать настоящим дайвером, нужно учиться. А простым туристам помогают совершать погружения опытные инструкторы.
- До сих пор ученые не могут с уверенностью сказать, что им известны все обитатели морских глубин

- На разной глубине - своя жизнь, свои животные, привычные к определенной освещенности, давлению, своя прозрачность воды и уровень кислорода.
- А вы знаете, какие животные обитают под водой?

- Сейчас каждая группа получит конверт с рисунками животных, обитающих в морях и океанах и их названиями. Участники группы должны соотнести рисунки с названиями. Побеждает та команда, кто быстрее всех выполнит задание.

Учитель раздает конверты, учащиеся рассматривают рисунки: рыба-молот, морской конек, осьминог, краб, летучая рыба, морская черепаха, морской ёж, камбала, жемчужница.

- Итак, конверты на руках, откройте их, рассмотрите внимательно рисунки. (дети выполняют задание)
- Все ли животные вам были знакомы? (Нет)

- По каким признакам вы определили, что именно эти животные могут обитать в морях и океанах? (У них нет лап, как у животных суши. Животные морей и океанов передвигаются при помощи плавников, ласт, щупалец и т.п/)

Выступления подготовленных учеников

Рыба-молот - это акула. Голова у нее похожа на молоток или кувалду, а глаза расположены на концах больших боковых выростов. Рыбы-молоты очень кровожадные и могут съесть даже своих собратьев-акул.

Морской конек - это рыба, не состоящая даже в отдаленном родстве с сухопутными четвероногими скакунами. Формой тела напоминает шахматную фигуру - коня. Несмотря на свою привлекательную внешность, морские коньки - свирепые хищники.

Осьминог - это головоногий моллюск. В опасной ситуации животное выбрасывает струю темно-коричневых чернил. Преследователи теряют осьминога в этом темном облаке и дают ему возможность улизнуть.

Краб - животное, во многом похожее на жуков, кузнечиков и тараканов: у него такой же наружный хитиновый скелет, выпуклые шестигранные глаза-фасетки и многое другое. Иногда крабов даже называют "водными насекомыми". У краба 10 ног, первая пара снабжена клешнями.

Летучая рыба - обладает огромными грудными плавниками. Она, конечно же, не летает в полном смысле этого слова, но, спасаясь от хищников, может легко проноситься вдоль поверхности воды, покрывая огромные расстояния. Ее грудные плавники при этом вибрируют.

Черепаха морская, в отличие от сухопутных собратьев, не умеет втягивать конечности в панцирь. Они преобразовались в ласты и помогают животному плавать со скоростью 30 км/ч. Вот тебе и медлительная черепаха!

Морской ёж - это иглокожее животное. На теле у ежей подвижные иглы, с помощью которых они перемещаются по дну или зарываются в грунт. Кроме того, у них есть множество мелких игл и ножек, которые помогают им очистить тело от мусора, прогнать вредных личинок, закидывать в рот кусочки пищи.

Камбала - плоская рыба, которая живет на дне моря. Она не рождается плоской, а становится такой в течение жизни. Та сторона, которая была первоначально правой или левой, становится верхней или нижней. Оба глаза переходят на одну сторону тела - верхнюю.

Жемчужница - это моллюск, тело которого находится между двумя створками раковины, а в его складках может образовываться жемчуг. Если внутрь ракушки попадает какое-то инородное вещество, например песчинка, она начинает обволакиваться перламутром и расти. Через два-три года в ракушке уже можно найти настоящую жемчужину. В наши дни жемчуг научились выращивать и искусственными способами.

- Какие вы молодцы, ребята!
- Работаете отлично! Пришло время немного отдохнуть, ведь на пути станция "Отдыхай-ка".

Станция "Отдыхай-ка"

- Представьте, что вы обитатели морей и океанов. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните короткими рывками. Повторите три раза. Теперь сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Потянитесь, встряхните руками. Продолжаем работу.

- Что мы делали на станции "Отдыхай-ка"? (Дышали)
- Да. Человек без дыхания может прожить лишь несколько минут.
- А как же дышат обитатели морей и океанов? (учащиеся высказывают предположения)

- Прочитайте самостоятельно текст на стр. 97-98 учебного пособия.
- Что же помогает дышать рыбам? Можно ли сказать, что это еще одно приспособление к среде обитания?

- О каких еще способах приспособления к жизни в морях и океанах вы прочитали?
- Впереди следующая станция ...

Станция "Узнай меня, если сможешь"

- Сейчас, я буду читать описание какого – либо жителя подводного мира. Ваша задача, узнать его, если сможете. Если команда знает ответ на вопрос, поднимает карточку.
- В случае, если команда ответила неверно, то право ответа предоставляется команде-сопернице. (если дети не знают ответ на вопрос, на экране показывают фото подводного жителя)

1. Купаясь в море, нужно быть очень внимательным, чтобы не наступить на этих животных: последствия могут быть самыми печальными! Рот этого морского жителя называется аристотелевым фонарем, и в нем расположены пять постоянно растущих зубов. У одних иглы короткие и частые, у других - длинные и редкие. Различаются они цветом. (Морской ёж)

2. Это очень древние рыбы; благодаря обтекаемой форме тела при движении вперед акулы испытывают самое ничтожное сопротивление воды, поэтому очень быстро плавают. В отличие от рыб, акулы размножаются, откладывая яйца. (Акула)

3. Тоже животное, хотя больше похоже на растение. На коже у них есть иглы и шипы, защищающие животных от опасностей, но они и сами- хищники. Некоторые из них могут выворачивать свой желудок, обволакивать им жертву и переваривать ее вне тела.

Если это животное потеряет один из своих лучиков, на его месте отрастет новый, а если ее разделить на две половины, из каждой вырастет новое животное. (Морская звезда)

4. В отличие от своих сухопутных родственников, совсем не может передвигаться по земле. Она очень ядовита: даже небольшая доза яда мгновенно обездвиживает добычу, не давая жертве спрятаться на дне или коралловом рифе. (Морская змея)

5. Родственник кита. Он превосходно ориентируется в воде при помощи эхолокации, то есть на слух. Животное посылает звуковые сигналы, которые, отражаясь от камней, рыб и других препятствий, возвращаются назад.

Он анализирует эти ответные колебания и "видит" окружающий мир на слух. Человеческое ухо не может услышать звуки, которые издают эти животные. (Дельфин)

- Да, ребята! Какие же вы молодцы! Так легко справились с заданием!

Закрепление изученного материала

- Ну что, наш батискаф двигается вперед и уже достиг следующей станции ...

Станция "Морские вопросы"

- Станция не зря имеет такое название, ведь сейчас я буду задавать вам самые настоящие морские вопросы, команда, которая знает ответ, поднимает карточку.

  1. Как называются все моря и океаны вместе взятые? (Мировой океан)
  2. Не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя. (Болото)
  3. На каком континенте нет ни одной реки? (Антарктида)
  4. В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река)
  5. С высоты большой срываясь, грозно он ревет и, о камни разбиваясь, пеною встает. (Водопад)
  6. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
  7. Под землею ходит, на небо смотрит. (Родник)
  8. Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей)
  9. По морю идет, идет, а до берега дойдет, так и пропадет. (Волна)
  10. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
  11. В новой стене, в круглом окне, днем стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)
  12. Лежало одеяло, мягкое, белое, землю грело. Ветер подул, одеяло согнул. Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
  13. Кто всю ночь по крыше бьет и постукивает, и бормочет, и поет, и убаюкивает? (Дождь)
  14. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
  15. В воде родится, а воды боится. (Соль)
  16. Каких камней нет ни в одном море? (Сухих)
  17. Какой рыбой угощал Демьян соседа Фому в басне Н. Крылова "Демьянова уха"? (Лещом и стерлядью)
  18. Нить, связующая рыбака и рыбку. (Леска)
  19. Дом для комнатных рыбок. (Аквариум)
  20. Как называется "стадо" рыб? (Косяк)
  21. Какой болезнью не болеют на земле? (Морской)
  22. Какая рыба называется человеческим именем? (Карп)

- Какие же, вы, дети молодцы! Все задания выполнили абсолютно правильно!
- Ой, посмотрите к чему это подплыл наш батискаф? (дети видят сундук)

- Да, действительно! Это волшебный сундук. Давайте, открывать и смотреть, что же за клад там спрятан. (открываем сундук)
- Ребята, здесь письмо!

"Ребята, в этом путешествии вы проявили себя как мужественные, смелые, смекалистые и неунывающие люди. Вы, достойны носить звание морских путешественников! Поздравляю вас!" (детям вручаются медали Морской путешественник)

Подведение итогов урока

- Ну что, ребята, наше морское путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке?
- С какими морскими обитателями мы с вами познакомились? Перечислите.
- Где же живут все эти организмы? (в морях, в океанах)

Домашнее задание

- Дома вам будет нужно прочитать параграф…

Рефлексия

- Завершая наш урок, я предлагаю вам выполнить небольшое задание. У вас на столах лежат кораблики.
- Если урок был интересным, познавательным, вы для себя усвоили какую-то важную информацию, то прикрепите свою картинку там, где море.

- Если у вас на конец урока плохое настроение, не совсем усвоили тему урока, то прикрепите свою картинку за пределами моря. (дети выполняют задание)
- Судя по тому, что вы отправили свои кораблики в путешествие, можно сделать вывод, что урок вам понравился. Я очень рада! Большое спасибо за отличную работу.

Размер:
53.94 Kb
Скачали:
7

Метки к статье: конспект урока, 3 класс