Интеллектуальный марафон по русскому языку для начальных классов

Задания

1. Вставь вместо точек слово из трёх букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго слова.

Например, КИПА (РИС) УНОК

ТО ( … ) ЕНЬЕ
ПИ ( … ) ЕРЕЯ
БОЙ ( … ) ЛЕТА

НОСО ( … ) АЛИК
ТО ( … ) РЁШКА
НА ( … ) ДЮР

2. К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол в том же лице и числе.

Вставляет палки в колёса - ...
Пропускает мимо ушей - ...
Водит за нос - ...

Тянут кота за хвост - ...
Обведёшь вокруг пальца - ...
Выбьетесь из сил - ...

3. Поставь ударение в словах.

Хозяева, звонишь, августовский, сливовый, торты, щавель, договор, баловать, каталог, красивее, туфля, жалюзи, искра, баловать.

4. Подчеркни слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Звёздный, польют, лазурь, яблоко, стая, якорь, песня.

5. Прочитай текст, исправь в нём орфографические и пунктуационные ошибки.

Черепаха
Висной около дароги ребята нашли черепаху. Сонце разбудило её от спячьке. Она струдом шла по дарожке. Ребята по радовались нахотке. Они смастерили для черепахи домик по лыжили соломки. Черепаха привыкла и к мяхкой постельки и к новой квартири.

6. Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

туфли -
яблоки -
очки -
свечи -

башни -
татары -
носки -
чулки -

7. Разгадай шарады – загадки, в которых загаданное слово разбивается на части, по описаниям которых и восстанавливается слово.

а) Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда.

б) Первое мычит, второе жужжит,
А целое спокойно на голове лежит.

в) Когда мы очень близки с человеком,
Ему слог первый говорим.
Второй – в прудах лягушки скажут летом,
А целое мы с кашею едим.

8. Образуй новые слова, переставляя буквы, но, не изменяя их количество.

Тьма - ...
Товар - ...
Халва - ...

Кобура - ...
Теплица - ...

9. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.

Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.

10. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.

Известн… кафе, старинн … рояль, прозрачн … тюль, хохлат … какаду, горяч … кофе, детск … шампунь, стар … мозоль, чёрн … вуаль.

11. Запиши по одному синониму к каждому слову.

Страж – ...
врата – ...
давка – ...

кавардак - ...
грядущее - ...
вопиять - ...

12. Определите, сколько раз встречаются звуки «ж» и «ш» соответственно в первом и втором предложениях:

а) Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит.
б) Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

13. Соедини стрелкой устойчивое сочетание в левой колонке с противоположным сочетанием в правой колонке.

Лясы точить

Сидеть сложа руки

Души не чаять

На чужой шее сидеть

Положа руку на сердце

Рукой подать

За тридевять земель

Своим горбом жить

Держать язык за зубами

Держать в ежовых рукавицах

Держать камень за пазухой

Не покладая рук

14. Какие слова здесь скрываются?

[рай,ал,] - ...
[жолут,] - ...
[й,ищ,о] - ...

[падй,эст] - ...
[баица] - ...

15. Как называют жителей следующих городов и стран.

Иркутск - ...
Орёл - ...
Омск - ...

Калуга - ...
Тула - ...
Египет - ...

16. Найдите родственные профессии, соединив стрелками.

Например, бармен – буфетчик.

Лясы точить

Сидеть сложа

Души не чаять

На чужой шее сидеть    

Положа руку на сердце

Рукой подать

За тридевять земель

Своим горбом жить

Держать язык за зубами

Держать в ежовых рукавицах

Держать камень за пазухой

Не покладая рук

Размер:
18.77 Kb
Скачали:
12