Цель занятия:
Оборудование: рабочие тетради "Функциональная грамотность. 3 класс", сост. М.В. Буряк и С.А. Шейкина.
- Ребята, сегодня на уроке мы совершим экскурсию в естественнонаучный институт.
- Вспомните, ребята, что в себя включает функциональная грамотность? (читательскую, математическую, финансовую и естественно-научную грамотность)
- Что такое функциональная грамотность? (умение самостоятельно искать, анализировать, усваивать информацию, которая пригодится в жизни)
- А теперь попробуйте определить, что мы будем исследовать сегодня, отгадав ребус.
- Какова же тема сегодняшнего урока? (облака)
- Да, мы сегодня будем говорить об облаках. Ребята, откройте рабочие тетради на стр. 17 и прочитайте тему урока.
- Теперь, узнав тему урока, вы можете определить, чему вы сегодня научитесь? Какие цели поставите перед собой? (узнаем какие бывают облака, какие бывают облака, что происходит внутри облаков, …)
- Исследовать облака мы будем, посещая факультеты институт: Физика, Метеорология, Химия.
Физика - область естествознания: наука о наиболее общих законах природы, о материи, ее структуре, движении и правилах трансформации
- Понятия физики и ее законы лежат в основе всего естествознания. Является точной наукой. Физика позволяет узнать, как получаются разные объекты. - Как вы думаете, на какой вопрос мы ответим, посетив этот факультет?
- Как образуются облака?
Задание 1 стр. 17 (опыт с банкой)
- Что происходит в банке? Воздух внутри банки охлаждается, водяной пар конденсируется, образуя облако.
- Как получается дождь? Пар поднимается, охлаждается¸ капли соединяются, становятся тяжелее.
- Этот опыт иллюстрирует глобальный земной процесс, который называется круговорот воды в природе.
Задание 2 стр. 18
Метеорология – это наука о земной атмосфере, ее строении, свойствах и физических процессах, происходящих в ней
- Метеорология для каждого человека связана, прежде всего, с погодой и ее изменением.
- Какой вопрос мы зададим на этом факультете? (ответы учащихся)
- Можно ли с помощью облаков предсказать погоду?
- Ответим на этот вопрос выполнив задания в тетради. Но для начала, познакомимся с разными видами облаков.
- Облака, словно жители многоэтажного дома. Каждый вид облака "живет" на своем этаже.
Я расскажу наверняка,
Какие знаю облака.
Если с кружевами схожи
И на перышки похожи,
В небе высоко плывут,
Как, ребята, их зовут? (перистые)
- Они напоминают белые тонкие нити. Перистые облака – самые высокие, они образуются на высоте 10-12 километров и состоят из кристалликов льда.
- В рассветные и закатные часы перистые облака приобретают розовые и золотистые цвета.
- Во время восхода и заката Солнца на небе появляются оттенки желтого, оранжевого и красного цветов. Прямой свет солнца, а также освещаемые им облака и небеса вблизи горизонта, окрашиваются.
А эти облака, как горы снега,
В них поваляться и попрыгать мне бы.
Облака такие зовутся... (кучевые)
- Весной, летом и осенью можно наблюдать кучевые облака. Они плотные, похожи на снежные горы или клочки ваты, а их верхние части с округлыми очертаниями.
- Кучевые облака быстро движутся по небу, постоянно меняя форму. Образуются они на высоте 1-7 километров и состоят из мельчайших капелек воды.
Если небо хмурое у нас над головой,
Облака понурые повисли над землей –
Серые и низкие, облака... (слоистые)
- Они расположены слоями, образуя однородный слой, похожий на туман, поэтому так и называются – слоистые облака.
- В пасмурные дни ими покрыто все небо. Они образуются при встрече теплого и холодного воздуха на высоте 1,5-2 километра.
Задание 4 стр. 19, 5 стр. 20
Самостоятельная работа: вписывание пропущенных слов из текста, соотнесение картинки и текста.
Химия – это наука о веществах и их превращениях. Она изучает состав и строение веществ, зависимость их свойств от строения, условия и способы превращения одних веществ в другие
- Вещество – это то, из чего состоят физические тела.
- Ответ на какой вопрос мы сможем найти на этом факультете? Из чего состоят облака?
Работа в парах
- Перед вами диаграмма. Прочитайте ее и скажите, что вы узнали?
- Процесс образования облаков очень чувствителен к составу атмосферы и наличию в ней примесных газов.
- А какие газы могут быть в воздухе?
- Послушайте рассказ и выберите ответы на этот вопрос.
Уже на протяжении достаточно большого количества времени, люди спорят по поводу пользы и вреда дождевой воды. В настоящее время экологическая обстановка в мире оставляет желать лучшего. Но и этот факт не мешает поиску полезных свойств дождевой воды. Каждая капля несет в себе жизненную силу, которая необходима животным, растениям и, конечно же, человеку.
Польза дождя
Еще наши бабушки использовали дождевую воду в качестве омолаживающего средства. Ей омывали лицо и волосы. На данный момент косметологи так же рекомендуют для ухода за лицом мягкую дождевую воду. Польза дождя очевидна ионизация происходит в самых верхних атмосферных слоях.
В летний зной растениям просто необходим дождь, для того чтобы не засохнуть и получить порцию новой силы. Многие утверждают, что дождевая вода способна снять с человека груз накопившихся проблем. Для этого нужно стоя под дождем умывать лицо, руки и поясницу. Таким образом, человек избавляет себя от негатива и стресса.
Все детки любят дождь. Мало того что они получают от такого гуляния массу положительных эмоций, так плюс ко всему, малыши закаливают свой организм. Для того чтобы по максимуму извлечь пользу от дождевой воды, ее необходимо собирать только в экологически благоприятных районах. Дождевая вода полезна только в том случае, если она чистая.
Однако сегодня в связи со сложной экологической ситуацией во всем мире трудно угадать, не опасен ли теплый летний дождь, которого мы зачастую ждем до нескольких недель или осенняя морось, способная за считанные секунды вымочить нашу одежду. Что собой представляет сегодняшняя капля дождевой воды?
Экология оставляет желать лучшего, особенно в экономически развитых странах, где один мегаполис с десятком производств сменяет другой со своими промышленными зонами и предприятиями. Капля дождевой воды, к примеру, имеющая массу всего лишь 50 грамм, за время полета с тучи и до земли "умудряется" омыть приблизительно 16 литров воздуха! А один литр дождевой воды способен поглотить и "разнообразить" свой состав примесями, содержащимися в трех тысячах литрах воздушной массы.
Поэтому из всего вышеперечисленного ясно одно – состав дождевой воды во многом зависит от экологической обстановки места, где образовалось облако. Если в пределах атмосферы такие соединения как сера или азот вступили в химическую реакцию с дождевой водой, то на первый взгляд безобидный ливень становится самым настоящим кислотным дождем. Поэтому на данный момент в связи со сложившейся экологической ситуацией практически каждый дождь можно смело назвать "кислотным".
Безусловно, многие ученые и медики склоняются к мнению, что дождевая вода не приносит никакой пользы для здоровья и организма в целом. Многие даже не рискуют стирать белье или умываться дождевой водой, не то чтобы добавлять ее в пищу. В некоторых странах и регионах, где развита промышленность, дождевая вода по составу может быть более загрязненной, чем сточные воды.
Загрязнения воздуха, а, следовательно, и дождевой воды происходят по причине работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также автотранспортных средств, деятельность предприятий и транспорта поставляет в атмосферу окислы азота и серы, угарного газа, соединения ртути, мышьяка, свинца, ядохимикатов, пестицидов и многих других опасных веществ, список которых практически нескончаем.
Все элементы попадают в атмосферу, а затем вместе с дождевыми массами снова попадают обратно на Землю и этот процесс не прекращается никогда. Стоит сказать, что на всей территории нашей страны расположено огромное количество предприятий, которые, несомненно, несут вред для окружающей среды.
Это касается и дождя. Вместо обычного дождя в таких районах с неба падает кислотный дождь. Он не только загрязняет озера и реки, но так же губит многих насекомых. Такая вода может вызвать покраснения на коже, ею нельзя умываться и мыть волосы. Конечно же, кислотный дождь ни в коем случае не должен использоваться для приготовления пищи.
- Ребята, давайте проведем опыт: ватный диск, вода с красителем, тарелка, стакан, воронка.
- Разместите ватный диск в воронке – это наше облачко, полейте водичку на него.
- Это будет вода, которая очистила воздух, собрала все примеси, когда была капелькой и поднималась. Что стало с нашим облаком?
- Разместите свое облако там, где, по вашему мнению, оно получится наиболее чистым.
- Какой вывод можно сделать?
- Скажите, ребята, где могут пригодиться те знания, которые вы сегодня получили?