Цель урока: формировать умение первоклассников работать в парах.
Организационный момент
"Зеркало" - один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями. Можно выполнять любое движение, но сидя.
- Что было легко? Что трудно?
Постановка целей и задач урока
На экране картинки: пара носков, варежки, брюки, валенки, лыжи.
- Какие предметы вы видите?
- Как вы думаете, чем схожи эти предметы? (они все по парам)
- Как вы в классе сидите? (парами)
- Как мы спускаемся, когда идем домой? (парами)
- Что еще можно делать нам в парах? (обсуждать, выполнять задание)
- Сегодня на классном часу мы поговорим, как нужно работать в парах.
Беседа
- Как вы думаете с кем вы будете работать в парах? (с учеником, который сидит рядом)
- Как вы расположены друг к другу, когда общаетесь между собой?
- Также и в парах, если вам необходимо что-то обсудить, вы должны повернуться друг к другу.
- Можете ли вы узнать эту информацию молча?
- Что вы должны делать, чтобы узнать? (спрашивать)
- Если один из вас спрашивает, то, что должен делать другой? (внимательно слушать)
- Зачем ему внимательно слушать? (чтобы правильно ответить)
- Как вы должны разговаривать друг с другом? (Разговаривать нужно вежливо)
Составление вопросов по картинке
- Сейчас вы должны выполнить задание. А задание такое: вам необходимо узнать все о семье вашего соседа по парте.
- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Составьте по картинкам вопросы. Все вопросы будут о семье.
Примерные вопросы:
- Хорошо. Сейчас необходимо выйти сюда паре учеников. Мы вместе с Настей и Софией покажем, как нужно обсуждать в парах.
- Вспоминаем задание. Какое задание было? (узнать все о семье)
- Что мы будем делать, чтобы узнать? (задавать вопросы)
- София задает вопрос. Настя внимательно слушает. Когда София закончила спрашивать, только после этого Настя отвечает.
- Вам нужно друг о друге узнать, поэтому Настя тоже должна обязательно спросить у Софии?
- Настя задает вопрос. София внимательно слушает. Когда Настя закончила спрашивать, только после этого София отвечает. Работать должны оба. (Происходит диалог между детьми)
- София, что ты узнала о семье Насти?
- Настя, а ты что узнала о семье Софии?
- Вы полнили задание. Что нужно сделать? (поднять руку)
Работа в парах
- Сейчас весь класс будет выполнять это задание. Работать мы будем в парах так, как работали девочки. Вам нужно узнать все о семье товарища и рассказать затем мне.
- Что ты узнал? Остальные мне расскажут позже.
Физминутка
- Немного отдохнем. Я проговариваю слова, а вы в парах повернувшись друг к другу, показываете это, стоя.
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени)
Качаем головой (головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок.
Зажимаем - в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся.
Составление правил работы в группах
- Что мы делали до отдыха? (работали в парах)
- Что вы делали, когда работали в парах? (задавали вопросы)
1. Когда вы работаете в парах необходимо задавать вопросы друг другу.
- Что нужно делать если твой товарищ говорит тебе что-то?
2. Если говорит один, то другой должен внимательно слушать.
- Бывает ситуация, когда ты не расслышал или не понял. Что нужно сделать?
3. Если ты не понял, что тебе сказал товарищ, переспроси.
- Ребята, когда вы работали в парах, что Вам мешало? (может быть, шум)
4. Разговаривать нужно шепотом. У меня есть волшебный колокольчик. Если прозвенел звоночек – это значит, что нужно тише обсуждать в парах.
- Что нужно сделать, если вы готовы?
5. Если ты выполнил задание, подними молча руку.
Вывешивание правил работы в группах на доску.
Игра "Хорошо-Плохо"
- "Хорошо" - хлопаем в ладоши, "плохо" - топаем ногами.
Работа в парах
- У каждого из вас есть друг. У сказочных персонажей тоже есть друзья.
- У вас на партах лежат листочки, на которых изображены с одной стороны сказочные герои, а с другой их друзья. Вы должны не просто каждый сам сделать, а обсудить это.
- Т.е. задавать вопросы и отвечать.
- Какой вопрос вы можете использовать при обсуждении? (на доске)
Вопрос: Как ты думаешь, кто друг у …?
Самопроверка по образцу. Формативное оценивание.
"Ладошка-кулак"
Мы все сделали, как на образце – ладошка.
Мы допустили ошибку – три пальца.
Мы не выполнили задание – кулак.
Итог. Рефлексия
- Как мы работали на классном часу?
- Какие правила запомнили?