Цель урока: формирование правовой культуры младшего школьника через знакомство с правами и обязанностями ребенка.
Задачи:
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, ватман, клей, цветные карандаши, аудио и видеоматериалы, смайлики для рефлексии.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Леонидовна и сегодня внеурочное занятие проведу у вас я.
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик, а затем я задам вам вопросы. Поэтому смотрим внимательно и в тишине. (Просмотр фрагмента сказки "Заюшкина избушка")
- Ребята, что произошло? Правильно ли поступила лиса? (ответы детей)
- А как вы думаете, имела ли лиса право на то, чтобы выгнать зайку из своего же домика?
- Верно. Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища. Такое право имеем и мы с вами в настоящей жизни.
- А знаете ли вы еще свои права?
- Вы уже догадались, о чем мы с вами будем разговаривать?
- Наша тема "Права и обязанности".
- Какую цель урока мы поставим? (узнать какие существуют права и обязанности)
- Кто мне может ответить на вопрос, что такое право?
- А что такое обязанность?
- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах.
- Какие правила работы в парах вам известны?
Правила работы в парах
Задание 1
- Вам необходимо составить определения к словам право и обязанность.
- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Обязанности – круг действий, обязательных для выполнения
- У кого все верно, покажите палец вверх, у кого были ошибки, палец вниз.
- Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения.
- Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. Сегодня я предлагаю познакомиться с основными вашими правами и обязанностями.
- Итак, ребята, какие вы знаете свои права? (Перечисляют)
Задание 2
- Сейчас вам необходимо в группах отгадать загадки и написать, что это за право спряталось. Но для начала какие правила работа в группе вы знаете?
Правила работы в группе
Загадка 1
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нем.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (Школа. Право на получение бесплатного образования)
Загадка 2
От уроков в это время отдыхаем,
Смотрим мультики и во дворе гуляем.
Ну а после возвращаемся опять,
Чтобы то, уже что знаем, пополнять. (Каникулы. Право на отдых)
Загадка 3
Ходит он в белом халате,
Вылечит всех он в палате.
Поставит диагноз, назначит уколы,
И скоро ты снова отправишься в школу. (Врач. Право на бесплатную медицинскую помощь)
Загадка 4
Он, она, а с ними я
Вместе проживаем,
Вместе спорим и едим,
Горести не знаем,
Нас разъединять нельзя,
Ведь вместе мы - одна... (Семья. Право на воспитание в семье)
- У кого все верно, покажите палец вверх, у кого были ошибки, палец вниз.
- Отлично, ребята. Вы угадали все мои загадки и узнали свои основные права.
Задание 3
- Вам нужно определить, кого из героев лишили определенных прав. С места не выкрикиваем, если знаете ответ, то поднимаем ручку.
- Молодцы. А теперь поговорим о наших обязанностях. Как школьники вы имеете свои обязанности.
- Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.
Задание 4
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и... (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай... (не перебивая)
Если хочешь отвечать,
Надо руку... (поднимать)
На математике считают,
На перемене... (отдыхают)
Если друг стал отвечать,
Не спеши... (перебивать)
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно... (руку)
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты... (звонок)
Чтоб не тревожились врачи.
На переменах не... (кричи)
Оформление проекта
- Мы с вами прошли все права и обязанности. Сейчас у вас на столах лежат ватманы, ваша задача вклеить в него ваши права и обязанности. Можете использовать цветные карандаши. Можете начинать оформлять.
- Ребята, напомните мне как нужно обращаться с клеем?
При работе с клеем нельзя:
- Как выполните, покажите знак готовности.
- Молодцы, ребята! Вы сегодня справились со всеми заданиями. Давайте вспомним нашу цель, достигли ли мы ее?
- Что такое право? А что такое обязанность?
- Теперь вы знаете свои права и обязанности?
- У вас на столах лежат смайлики, как вы видите у них нет эмоций. Ваша задача дорисовать улыбку, если вы поняли тему занятия и все было легко, грустинку, если у вас возникли какие-то трудности и безразличие, если ничего нового вы не узнали.
- Покажите мне ваши смайлики. Вижу у всех улыбки. Надеюсь, вы приобрели новые знания. На этом наше занятие закончено.
- До свидания!