Открытое занятие по внеурочной деятельности в 1 классе "Тайна моего имени"

Форма организации внеурочной деятельности: творческая мастерская.

Цель: презентация учащимися ценностных отношений и навыков совместной познавательной деятельности на основе создания словаря имен класса.

Ход занятия

Эмоционально-установочный этап

Дети сидят в ресурсном кругу.
- Мы с вами начинаем наше занятие. Но сначала давайте пожелаем друг другу успеха и удачи, каждый повернется к своему соседу справа и улыбнется ему, затем повернется к соседу слева и улыбнется ему.

- Ребята, как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? (ответы детей)
- Еще у каждого из нас, есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но это отличает одного человека от другого. Мудрая сова подскажет нам, что это, если вы разгадаете ее загадку:

Тебе дано,
А люди пользуются? (имя)

На доске изображение совы и в центре слово "Имя".
- Ребята, кто догадался, на какую тему мы с вами сегодня будем беседовать? (имена)

Дидактическая игра (мозговой штурм) "Какое оно?"

- Ребята, давайте подумаем, а какое оно имя? (Дети выдвигают свои предположения: женское, мужское, ласковое, полное, сокращенное и т.д.)
- Как вы думаете, нужно ли человеку знать историю своего имени?

- На какой вопрос мы будем искать ответ на занятии? (Что скрывают наши имена?)
- Как вы хотите это узнавать, что мы для этого будем делать? (играть, выполнять задания, работать в группах)

Пропедевтический этап

- Ребята, перед тем, как начать искать ответ на вопрос, я предлагаю немного размяться и сыграть в игру, хотите? (да)

Игра "Молекулы"
- Кто знает, что такое молекулы?
- Молекулы – это маленькие частички, из которых состоят разные вещества. Молекулы могут объединяться в группы, вот и мы с вами будем объединяться в группы, когда услышим команду.

- Если я скажу: молекулы по 3, значит, вы объединяетесь с другими ребятами так, чтобы вас было в группе 3 и беретесь за руки.
- Если я скажу: молекулы по 4, значит, вы объединяетесь с другими ребятами так, чтобы вас было в группе 4 и беретесь за руки. И так далее. (в итоге дети, выполняя команду: "молекулы по 2" образуют пары для дальнейшего задания)

- Скажите, всем ли ученикам хватило пары?
- Кто помнит, о чем мы с вами узнали на прошлом занятии?
- Кто такой репортер? (ответы учащихся)

Деятельностный этап

- Сейчас немножко поработаем в парах. Договоритесь, кто в вашей паре первым будет выполнять роль репортера, а кто будет давать интервью, потом мы поменяемся.
- Поднимите руку ребята, которые первыми будут репортерами? Ребята, которые будут отвечать на вопрос?

Описание задания
- Представьте, что редакция газеты составила для вас вопросы, которые необходимо задать другому человеку, возьмите тетрадочки, чтобы с ними ознакомиться.
- Сейчас за 3 минуты репортерам необходимо записать ответы на вопросы, затем мы поменяемся ролями.

- На все ли вопросы смогли получить ответ? Какой вопрос вызвал затруднение? (имя какого святого ты носишь?)
- Ребята, оказывается, с давних времен люди очень трепетно относились к выбору имени для младенца.

Можно показать видео или сказать самой:

- Наши предки были очень суеверны и боялись сглаза. Им казалось, что если ребенка назвать нежным и красивым именем, то может привлечь к нему губительное влияние злых духов. Поэтому ребенку давали имя охранное.
- Например, обладатель имени: Злоб – будет добрым, а Голод всегда будет сытым и т.д.

Помимо этого, родители также могли назвать ребенка в зависимости от того, каким в семье он был.
- Если первым - Первуша, вторым - Вторак, третьим - Третьяк и так далее.

- Внешние признаки тоже учитывались при выборе имени ребенка.
- Если ребенок имел бледную и светлую кожу, то его могли назвать Беляком, если он имел русый цвет волос - Русинко, Русак, если был худым - Худяк.

- Но чаще всего учитывали не только внешность, а характер и манеры поведения ребенка. Если ребенок был буйным, то его так и прозывали - Буян, если девочка была веселой и жизнерадостной, то ее могли назвать Забавой, а если тихой - Молчанка. Самыми почтенными и красивыми именами считались Богдан, Любава, Милован.

- Кто догадается? Как бы назвали этих детей?

  • Девочка со светлыми волосами?
  • Мальчик, который любит прыгать?
  • Мальчик, родившийся третьим в семье?

- Позже стали давать имена детям Священники, в честь Святых, день памяти которого совпал с днем рождения малыша. Под этим понималось, что святой будет небесным покровителем ребенка, защищая от невзгод и помогая на жизненном пути. День рождения тогда не считался праздником, отмечались именно именины.

- Так, например, особое значение имели имена Кирилл, Мария, Михаил, Дмитрий. (1 группа)
- Некоторые имена пришли к нам из разных стран, например:

  • Латинские: Максим, Сергей, Антонина, Марк, Марина, Антон. (2 группа)
  • Греческие: Варвара, Андрей, Макар. (3 группа)

- Среди современных имен тоже есть имена, наделенные особым смыслом, говорят, что их обладателей отличают определенные черты характера:

  • Воинственность, энергичность, мужественность: Игорь, Валерия, Валерий, Аиша, Александр, Тигран. (4 группа)
  • Целеустремленность, упорство: Егор, Латифа, Анна. (5 группа)

- А некоторые имена можно дословно перевести как - благородный(ая), или "Божья милость". Это имена: Елизавета, Элиза, Аделина, Адель, Алан. (6 группа)
- Ребята, теперь вы знаете, что каждое имя скрывает за собой какую-то тайну.
- Посмотрите внимательно на доску, вспомните, какие тайны я вам рассказала, и прикрепите магнитик со своим именем.

Деление на группы.
- Сколько групп имен у нас получилось? (6)
- Займите, пожалуйста, местечко за столом для своей группы.

- Знаете ли вы, что каждое имя можно произнести по-разному, например: Николай - Коленька; Анна - Анечка - Анюта; Иван – Ванечка и т.д.
- Чем отличаются имена? Как я их произнесла? (одно имя звучит ласково)

Игра с мячом "Скажи ласково"

- Сейчас мы проверим, все ли ребята в каждой группе знают, как можно сказать свое имя ласково.
- Ваша задача бросать друг другу мяч и назвать свое имя ласково, когда каждый назовет сове имя, мы меняемся, тот, к кому попал мяч, бросает его другому члену команды, ласково обращаясь к нему.

Работа по созданию словаря имен класса

- Ребята, у вас на столе коробки, в них я спрятала конверты с заданиями для каждой группы.
- От каждой группы вам необходимо раскрыть тайну ваших имен и затем заполнить табличку.
- Когда все группы выполнят задание, мы соберем их вместе и составим словарь имен нашего класса.

Эмоционально-рефлексивный этап

- Сейчас я попрошу капитанов продемонстрировать результат работы мини-группы
- Давайте вспомним, на какой вопрос мы искали ответ в начале нашего занятия?

- Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос?
- Ребята, у вас на столе кубики, я прошу каждую команду бросить куб и ответить на вопрос, который выпадет вашей команде. (использую модернизированные кубики Блума)

Видео проведения урока "Тайна моего имени"

Размер:
33.18 Kb
Скачали:
26