Модуль: "Основы православной культуры".
Цель урока: формирование представления о Пасхе как празднике праздников и торжестве торжеств.
Задачи:
Планируемые результаты:
Основные понятия: Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование.
Оборудование: учебник, тетрадь по предмету, презентация, аудиозаписи колокольного звона, раздаточный материал для работы в группах, корзина, вырезанные из бумаги пасхальные яйца и колокольчики.
Базовый учебник: Основы православной культуры. (А.В. Кураев, Москва, "Просвещение" - 2012 г.)
- Доброе утро, ребята! Здравствуй, новый день! (звучит пасхальный колокольный звон)
- Какие мысли, чувства, образы, может быть, грезы навевает на вас мелодия колокольного звона? (ответы детей)
- Я хочу, чтобы сегодня во время нашей совместной работы у каждого в душе зазвенел самый звонкий колокольчик!
- Ребята, как вы думаете, когда так красиво звонят колокола? (на праздник)
- Хорошо. Подумайте, какой православный праздник описан И.С. Шмелевым в книге "Лето Господне". (Пасха, потому что на Пасху каждый может позвонить в колокола)
Зон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро…
Трезвоны, перезвоны, красный-согласный звон…
Красен и день, и звон.
- Вы правильно догадались Пасху, но писатель подобрал красивый эпитет к этому слову.
- Давайте и мы, почувствовав себя в роли писателей, подберем свои эпитеты, характеризующие этот праздник.
- С каким цветом у вас ассоциируется слово "Пасха"? (красным)
- Правильно с красным. А почему? (Потому что красен день)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Праздник Пасха)
- Давайте развернем нашу тему "Пасха – праздник праздников и торжество торжеств".
- Как вы думаете, почему Пасха для православных христиан праздник праздников и торжество торжеств?
- Я предлагаю воспользоваться "Корзиной идей".
- У вас на столах лежат вырезанные из бумаги пасхальные яйца. Напишите свой ответ и положите яйцо в корзину. (учитель зачитывает ответы учеников)
- Какую цель и какие задачи для достижения цели мы можем перед собой поставить?
- Сейчас нашим помощником станет учебник. Вы читаете параграф "Пасха", применяя прием маркировки (INSERT).
Чтение текста с пометками:
Беседа после чтения учебной статьи
- Итак, какая информация была для вас новой?
Пасха или Светлое Христово Воскресение для всего православного мира является самым радостным днем! Христиане, празднуя Пасху, торжествуют, потому что Христос своей смертью и воскрешением избавил все человечество от рабства дьяволу и даровал нам жизнь и вечное блаженство. Слово "Пасха" означает на еврейском "прехождение".
- Что вас удивило? (учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- Что бы вы хотели узнать поподробнее?
- Задайте мне вопросы.
- Ребята, вам понравилось стихотворение А. Майкова о Пасхе?
- А репродукция картины Б. Кустодиева "Христосование"?
- Светочи русской культуры: писатели, поэты, художники - не смогли не выразить свои чувства и эмоции от этого праздника в прекрасных творениях.
- Хотите познакомиться с некоторыми из них? (просмотр презентации)
- Для нашей дальнейшей работы по обобщению и закреплению изученного материала предлагаю разделиться на группы: историков, литературоведов и искусствоведов и подготовить мини-проекты по теме сегодняшнего урока.
Учитель помогает классу сформировать группы и объясняет, как в них будет организована работа.
- Группа историков, используя раздаточный материал, готовит кластер "Пасха?"
- Группа искусствоведов работает с искусствоведческими текстами, планом анализа и репродукциями картин русских художников, посвященных Пасхе
(Б. Кустодиев "Встреча", К. Маковский "Пасхальный стол", М. Мохов "Пасха") и представляет свой "Пасхальный вернисаж".
План описания картины (для группы искусствоведов)
- Группа литературоведов работает со стихотворениями русских поэтов-классиков, посвященных Пасхе (А. Майков "Христос Воскрес!", И. Бунин
"Христос воскрес", А. Плещеев "Как солнце блещет ярко", С. Есенин "Пасхальный благовест", К. Бальмонт "Благовест") и составляет литературную композицию из стихотворных строк, отражающих главный смысл праздника "Пасхальный благовест".
Учитель следит за работой учащихся, помогает, если возникают затруднения.
- Приступаем к защите групповых мини-проектов.
Ученики защищают свои мини-проекты:
- Ребята, у вас на столах лежат вырезанные из бумаги золотые, серебряные и медные колокола.
- Если вам сегодня было все понятно, интересно, и вы узнали много нового, то поднимите золотой колокол; если было интересно, но остались вопросы, то – серебряный; если же вам многое было непонятно и к теме урока вы остались равнодушны, то – медный колокольчик.
Домашнее задание