Конспект урока ОРКСЭ 4 класс "Пасха"

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Предметные цели: понимание значения праздника в церковном календаре, осознание его важности в жизни христианина, знакомство с особенностями празднования Пасхи.

Личностные цели: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Метапредметные цели: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; развитие творческих способностей, навыков коллективного труда.

На доске:

Душа моя, ликуй и пой,

Наследница небес:

Христос воскрес, Спаситель твой

Воистину воскрес!

В.К. Кюхельбекер

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Подготовка к усвоению нового материала

- Наступила долгожданная весна. Пробудилась от зимнего сна природа. Мир вокруг  наполняется красками, светом, звуками. Но только одно воскресное утро начинается с необычного колокольного звона. Пасхальный благовест возвещает о возрождении Христа. Послушайте стихотворение С.А. Есенина. (демонстрируются фотографии православных храмов, звучит колокол)

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам

Звонко раздается голос по лесам.

Скрылась за рекою белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон.

Где-то за дорогой замирает звон.

Изучение нового материала

Демонстрация презентации.

-  Православные христиане называли  Пасху «праздником праздников и торжеством торжеств». В этот день отмечают воскресение Христа. Воскресение - день возобновления жизни.

Имя Иисус значит Бог Спасает. Он «берет на Себя грехи мира». Христос был безгрешен, поэтому победил смерть и воскрес.

Пасха Христова отмечается торжественно. Богослужения в пасхальную седмицу совершаются при открытых Царских вратах иконостаса в знак того, что воскресением Иисус открыл верующим дорогу в небо. Совершаются крестные ходы, люди поют пасхальные гимны.

Пасхе предшествует семинедельный Великий  пост. Христиане ограничивают  себя в пище, больше времени посвящают молитве и добрым делам. 

Пасхальная трапеза отличается обилием блюд. На  стол обязательно   подают крашеные яйца, куличи и творожное блюдо-пасху. Готовились к празднику заранее. В понедельник и вторник раскрашивали яйца, в среду и четверг пекли куличи, делали пасху, а в субботу освящали пасхальные яства в церкви.    

Яйцо – атрибут пасхального стола, символ бесконечной жизни. Существует много способов украшения яиц: покраска, оплетение, роспись красками…

Традиционным является красный цвет как цвет жизни и победы. Откуда же появился обычай красить яйца?

Мария Магдалина, первой увидевшая воскресшего Христа, ходила по свету, неся радостную новость. Пришла она в Рим, к кесарю. Император Тиберий не поверил услышанному, сказав, что это немыслимо, как если бы яйцо само бы взяло и покраснело… И вдруг произошло чудо. Яйцо, которое Мария принесла в дар кесарю, вдруг стало … красным!

Закрепление  новых знаний

Решение кроссворда.

Подготовка к выполнению творческого задания

На Пасху принято дарить декоративные яйца, пасхальные веночки, игрушки… Традиция  расписывать яйца появилась очень давно. Пасхальные яйца для царской семьи изготавливал  Карл Фаберже.                     

Это настоящие произведения искусства. Делали яйца и из фарфора, драгоценных металлов, слоновой кости…(демонстрация слайдов)

Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенками, с крапинками другого цвета- крапанками.  Писанки-яйца, раскрашенные сюжетными или орнаментальными узорами.

Интересна символика росписи. Самые распространенные орнаменты - знаки солнца,  растительные  мотивы, спирали. Линии символизируют движение. (демонстрация слайдов)

Беседа

- Какая часть пасхального обряда вам запомнилась? Почему?

- Для чего делали яйца-писанки?

- Кто первым подарил красное пасхальное яйцо?

Выполнение творческого задания

Предлагаются следующие виды деятельности:  раскрашивание рисунка, роспись  яиц, изготовление  декоративного  цыпленка  из  пряжи или

чехла на  яйцо, оформление  вербного дерева.

Подведение итогов урока. Рефлексия

-  На уроке я узнал(а) много нового, хорошо усвоил(а) весь материал урока. 

-  Я не все понял(а), но постараюсь разобраться  самостоятельно или с помощью взрослых.

-  Я ничего не понял(а), это трудная тема. 

Домашнее задание: изготовление пасхального сувенира (помощь родителей приветствуется). 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!