Конспект внеурочного занятия "Народная кукла "Бабочка"

Целевая аудитория: дети в возрасте 11-12 лет.

Цель занятия: приобщение детей к народной культуре.

Задачи:

  • Научить детей мастерить тряпичную куклу "Бабочка".
  • Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
  • Расширять представление детей об истории русской народной куклы.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, технологическая карта, дидактическая игра "Найди куколку".

Материалы: Для туловища лоскут однотонной ткани 20х10, или 30х15, или40х20см; для крыльев соответственно 10х10, или 15х15, или 20х20. Дополнительный квадрат для нижних крыльев 8х8, или 12х12, или 18х18; набивка для небольшой головы (вата, нитки); прочные нитки.

Литература: Лыкова И.А. Куколки из сундучка (рукотворные игрушки).

Музыка: песня о России "Русская сторонушка", опера Бородина "Князь Игорь" - Песня половецких девушек в исполнении Наташи Морозовой.

Ход занятия

Организационный этап

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обойду.
Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!
Здравствуйте, красавицы!
Мне здесь очень нравится!

- Я рада приветствовать вас на этом занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.
- Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места. (Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места)

Основной этап

Создание положительной мотивации цитатой Дж. Родари.

… Были у человека руки.
И трудился предок наш, и не знал он скуки.
Много сделал для людей человек бесспорно,
Еще больше надо сделать,
Знай, трудись упорно.

Загадка

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

- Бабочек называют летающими цветами.
- А почему их так называют? (за их красоту)

Рассказ с показом слайдов с изображением бабочек

Я немного расскажу вам об этих чудесных созданиях. Трудно представить себе другие живые существа на планете, которые восхищали бы своим разнообразием, красотой и изяществом, как бабочки. Хрупкая неземная красота бабочек воспета в мифах.

В Древнем Риме верили, что бабочки – это цветы, оторвавшиеся от растений, в Японии бабочка – символ счастья, поэтому в каждом доме должно быть хоть какое-то изображение бабочки. Индейцы чероки верили, что ночные бабочки – духи огня, которые приносят людям хорошие сны.

У многих народов образ бабочки связан в легендах с душами предков, поэтому покалечить бабочку считалось большим грехом. В настоящее время известно около 170 тыс. видов бабочек. Обитают бабочки почти во всех уголках земли.

Беседа о куклах

- Мы не раз изготавливали кукол, и вам много рассказывала о них.
- Из каких материалов создавали кукол на Руси? (из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева)
- На какие три большие группы делятся тряпичные куклы? (обрядовые, куклы-обереги, игровые)

- Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать.

- В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. По тому, как девочка ее делала, определяли ее мастерство в шитье и вышивке.

- Почему традиционная тряпичная кукла безлика? (Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка)
- Почему куклы завязывались красным цветом? (Красный цвет считали наши предки "обережным")

Рассказ о кукле "Бабочка"

- Простейшая традиционная тряпичная кукла бытовала в нескольких районах Тульской губернии. Ее подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики.
- Куклу укладывали в колыбель еще до рождения ребенка, чтобы она оберегала это место от недобрых взглядов и злых духов.

Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним во время сна и в первых играх. Эту игровую куклу могли изготовить даже самые маленькие дети.

- Как правило, ее делают из однотонной ткани, но при желании цветовое решение может быть сложным. При этом важно учитывать символику цвета: красный – это знак солнца, огня, плодородия. Символ праздника и синоним красоты; желтый - божественный цвет, символ тепла, младенчества; зеленый - здоровье, молодость; синий - высокие помыслы и дар общения.

Дидактическая игра "Найди куколку по описанию"

Дети работают 5 минут. Проверка и исправление ошибок.
- Сейчас я предлагаю разделиться на две группы и поиграть в игру "Найди куколку по писанию".
- У вас есть три игровых поля с описанием игровых, обереговых, обрядовых кукол и карточки с их изображением. Надо положить изображение куколки на соответствующее описание.

Анализ технологии изготовления

- Сегодня мы изготовим куклу "Бабочка"
- Давайте поэтапно проговорим технологию изготовления куклы:

  1. Берем лоскут однотонной ткани, посередине кладем набивку и складываем к середине так, чтобы получилась заготовка для туловища.
  2. Складываем деталь пополам и фиксируем голову - обматываем тугими витками ниток и завязываем узелок.
  3. Берем лоскут яркой ткани и вкладываем в "туловище" под головой – это крылья бабочки.
  4. Обматываем туловище нитками, слегка стягивая его ниже крыльев.
  5. Усложняем модель – добавляем еще одну пару крыльев.

Самостоятельная работа

Педагог проводит текущий инструктаж, помогает детям, если возникли затруднения.
- Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем.
- Представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится. (Дети выполняют работу индивидуально, по технологической карте)

Заключительный этап

- А подвести итог нашего занятия мне хотелось бы притчей.

Притча "О мудреце и хитреце"

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришел к мудрецу.
- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?
- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда, твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: "Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я ее раздавлю, а если скажет, что она мертвая, разожму и выпущу ее.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:
- Все в твоих руках.
- Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились.

Хоровод

Дети вместе в куклами и с педагогом водят хоровод.

Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
Заведем хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!

Рефлексия

- Спасибо вам, ребята, за внимание и доброжелательное отношение.
- Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому обозначить свои впечатления о занятии, выбрав бабочку любого цвета и украсить ими полянку.

- Бабочка красного цвета – понравилось все, настроение прекрасное; желтая - настроение хорошее, понравилось не все; синяя – настроение плохое, совсем не понравилось занятие.

Размер:
16.55 Kb
Скачали:
5