Занятие по курсу внеурочной деятельности 3 класс на тему "Святые Кирилл и Мефодий"

Цель: знакомство детей с появлением письменности, со святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, со значением их просветительного подвига.

Задачи:

  • рассказать о красоте русского языка;
  • воспитание у детей уважение к подвижникам, людям науки;
  • воспитание чувства уважения к своему Отечеству, бережного отношения к родному языку.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и с хорошим настроением начнем урок.
Мои глаза видят вас,
Мой разум направлен на вас,
Мое сердце с вами.
Значит, мы готовы к уроку размышления.

- Объясните, как вы понимаете пословицу "Грамота ум обогащает, разум просвещает, сердце умудряет".
- За три года мы с вами многое узнали, многому научились. А с чего начинался наш путь к знаниям? (с "Азбуки")
- Зачем нам необходимо уметь читать?

- Можно ли представить жизнь без электричества? Конечно, трудно! Но известно, что раньше люди читали и писали при свечах и лучинах. А представьте себе жизнь без письменности.
- Кто-то из вас сейчас подумает про себя, ну и что же, вот было бы здорово: не надо писать диктанты и сочинения. Но тогда не будет и библиотек, книг, афиш, писем и даже электронной почты и "эсэмэс".

- В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.
- Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Рассказ учителя о Святых равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии

Учитель: А знаете ли вы, кому мы должны быть благодарны за наше письменное слово, на котором написаны наши любимые книжки? За нашу грамоту, которой мы учимся в школе?
- За нашу великую русскую литературу, с которой вы знакомитесь на уроках литературного чтения и еще будете изучать в старших классах.

Жили на свете Кирилл и Мефодий,
Два византийских монаха и вдруг
Кто-то из них и задумался: "Друг!
Сколько славян без Христа безъязычны!
Надо создать для славян алфавит…

- Именно благодаря трудам Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия была создана славянская азбука.

Работа с учебным пособием

Учитель: Рассмотрите репродукцию иконы "Святители Кирилл и Мефодий".
- Что святые братья держат в руках? Почему?

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину

Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…

А записать и донести до нас "дела давно минувших дней" помогла славянская азбука, которую около двух тысячелетий назад придумали братья Кирилл и Мефодий из далекого греческого городка Солоники.

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием.

Происходили они из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование.

Мефодий, как и отец, стал военным. Император отправил его в славянское княжество – в Словению. Мефодий не только управлял княжеством, но и встречался с местными жителями, интересовался их обычаями и через некоторое время так овладел языком, что никто бы его не отличил от славян. Вскоре Мефодий отказался от воинской службы, так как император жестоко расправлялся с христианами, а иконы сжигались и выбрасывались в море.

А младшего брата – Константина, военная служба не привлекала. Его с детства привлекали книги. Все книги в школьной библиотеке прочитал юноша. Юноша принимает сан священника, становится простым библиотекарем при храме Святой Софии, а потом уходит в монастырь на гору Олимп, где был его брат Мефодий и проводит время в молитве к Богу, занимаясь только книгами. (В монашестве Константину дают имя Кирилл).

Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Прошли годы. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

Мечта создать славянскую азбуку не покидала Кирилла. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

Попросив у Бога благословения, стали братья составлять азбуку. Много месяцев трудились они над созданием Азбуки для славян. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. (Звучит колокольный звон)

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Чтение текста с. 105 (учебное пособие). Звучит гимн Кириллу и Мефодию П.И. Чайковского
- Обратите внимание на последнее слово в каждой строчке гимна, написанного А. Хомяковым.

- Что означают эти слова?
Просветители: ученье-свет (духовный), вера-свет души. Отцы: дают рождение, начало жизни. Учителя: несут добрые знания. Творцы: сотворили грамоту.

Мудрость славянской Азбуки

Учитель: Всмотримся в старинные буквы славянской азбуки. Сейчас алфавит в школе проще. Но вместе со сложность ушла и тайна, и мудрость прежней Азбуки.
- Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма.

- Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.
- Каждая буква имела свое название – "аз" - А; "буки" - Б; "веди" - В; "глаголь" - Г; "добро" - Д.
- Вот отсюда и крылатые фразы "Аз да буки – вот и все науки", "Кто знает "Аз" да "Буки" тому книги в руки".

- Попробуем прочитать послание Учителей Словенских. (Дети пробуют объяснить смысл)

Аз Буки Веди. (Я буквы ведаю, знаю)
Глагол Добро Есть. (Глагол - слово добро есть - истина)
Живите Земля Иже Како Люби Мыслите. (Живите на земле как подобает людям - мыслящим - разумным существам)

Наш ОН Покой. (в этом наш спасительный смысл, он есть покой)
РЦы Слово Твердо. (Реки - говори слово твердо - правильно, убеждено)

- Каждому разумному человеку ясно, что это не случайный набор слов из огромной их массы.
- Видите, какой смысл вкладывали наши предки не только в слова, но даже в буквы.

Работа с миниатюрой из "Жития преподобного Сергия Радонежского"

Учебное пособие с. 106.

- Хотели бы вы побывать в русской школе, которая существовала более 1000 лет назад?
- Откройте с. 106 и рассмотрите миниатюру из "Жития преподобного Сергия Радонежского"

Ресурсный круг на целостное восприятие

- Что вы увидели, услышали, почувствовали, находясь рядом с этими детьми и их наставником? (Первый учащийся: "Я вижу…", второй: "Я слышу…", третий: "Я чувствую…" и т.д.)
- Что вам понравилось в древнерусской школе?
- Есть памятный день в Православии – 14 декабря - день святого Наума. Еще его называют Наум – грамотник.

- С этого дня по крестьянским обычаям начиналось обучение грамоте. Говорили: "Кто в школу придет – ум приобретет", "Наум наставит на ум".
- Как вы понимаете эти слова?

- О том, какое значение придавали грамоте в старину в русской деревне, мы узнаем из рубрики "Это интересно знать"?
- Какой праздник принято отмечать в нашей школе, после того, как первоклассники научатся читать?

Итог урока

Учитель: Можно ли труд Кирилла и Мефодия назвать подвигом, геройством?
- Люди оценили это также как и вы. Этих людей причислили к лику Святых.
- В чем же заслуга первоучителей Кирилла и Мефодия?

- Когда наша страна празднует День славянской письменности и культуры? (24 мая)
- В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.

- Кого прославляют в этот день? (Кирилла и Мефодия)
- Почему их помнят до сих пор? (Они создали славянскую азбуку)

Домашнее задание

- Подберите пословицы и поговорки по теме урока.

Размер:
21.87 Kb
Скачали:
16