Интеллектуальная игра "День славянской письменности"

Наша игра посвящена Дню славянской письменности. Главное дело жизни братьев-просветителей станет предметом сегодняшней игры.

Участвуют две команды "Аз" и "Буки". Итак, начинаем игру.

I раунд. Вопросы древности - ответы современности

- Как возникло слово "азбука"? (слово произошло от названий начальных букв "аз" и "буки")
- Что общего между словами "азбука" и "алфавит"? (слово "алфавит" составлено из названий тех же первых букв по-гречески "альфа" и "бета", в ином произношении "вита")
- Первые буквы алфавита известны любому. А вот постарайтесь назвать следующие: Г - "глаголь", Л - "людие", П - "покой".

- Объясните, что такое "ер", "еры", "ерь". Назовите современное название этих букв: "твердый знак", "ы", "мягкий знак"
- Надо составить слова из букв, названия которых даны на этих карточках в славянском варианте. (команды получают карточки с заданиями и приступают к работе) ("Веди", "есть", "слово", "наш", "аз"-"весна"; "слово", "есть", "слово", "твердо", "рцы", "аз"-"сестра")

- Когда появилась первая печатная азбука? ("Азбука", напечатанная во Львове в 1574 г. И. Федоровым)
- Как называются две основные формы рукописной книги? (Свиток и кодекс)
- Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам)

Первопечатник Иван ФедоровПервопечатник Иван Федоров

- Как называлась первая печатная газета, появившаяся в России при Петре I? ("Ведомости")
- Когда и в связи с чем на Руси была введена кириллица? (В X-XI вв. в связи с принятием христианства)
- Как называются славянские азбуки? (Кириллица и глаголица)
- Кто был русским книгопечатником?

II раунд. Аз и буки - основа науки

Учитель: Вам будут заданы вопросы, к каждому из которых даны три варианта ответа. Ваша задача - выбрать правильный ответ. (команды получают карточки с вопросами)

1. Из какого произведения древнерусской литературы мы можем узнать о Кирилле и Мефодии?
а) Сказания о Борисе и Глебе;
б) Повесть временных лет;
в) Житие Феодосия.

2. Сколько букв было в кириллице?
а) 33;
б) 38;
в) 43.

3. Назовите древнейшую книгу на Руси, написанную кириллицей.
а) Остромирово Евангелие;
б) Апостол;
в) Псалтырь.

4. В мае 1912 г. был открыт памятник отцам славянской письменности Кириллу и Мефодию. В каком городе установлен памятник?
а) в Москве;
б) Киеве;
в) Владимире.

5. Названия первых букв азбуки известны любому. Попробуйте предположить, как назывались буквы, которые вы видите на розданных карточках. Ваша задача вписать названия букв в левый столбик таблицы. Выигрывает команда, которая за 5 минут впишет наибольшее число названий.

6. А сейчас познакомимся с кириллицей поближе на практике. Предлагаю вам написать с помощью кириллицы записку для своих соперников, записка должна состоять из 6 слов. (Каждой команде выдается таблица с кириллицей)

КирилицаКирилица

III раунд. "Писание"

Учитель: В начале вы расскажете, каково происхождение доставшихся вам предметов и каково их назначение. А потом покажете. Как надо было ими пользоваться. Приготовились? Открывайте коробки.

- Следующий конкурс потребует от вас не только знаний, но и навыков обращения с некими загадочными предметами. (Предметы лежат в двух закрытых коробках)
- Пусть каждая команда выберет по коробке.

1 коробка: перо, лист бумаги и пузырек с чернилами. Перо бралось из левого крыла гуся. Чтобы подготовить перо к работе надо его очинить: отрезать кончик, чуть расцепить и заострить; пергамент - особым способом выделанная телячья кожа; чернила делались из "дубовых орешков", которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.

2 коробка: пласт березовой коры и палочка. (писало)
- Писалом процарапывались буквы на бересте, а тупым концом можно было затереть ошибку. (После рассказов капитаны обмениваются коротенькими письмами, написанными по-старинному)

(Подводятся итоги игры)

IV раунд. Отгадай-ка!

(командам по очереди загадывают загадки)

1. Хорошо видит, а слепой. (неграмотный)

2. Мал малышок, да мудрые пути указывает. (перо)

3. Без ног приходит, без языка рассказывает. (письмо)

4. Черные птички
На каждой страничке
Молчат-ожидают.
Кто их отгадает. (Буквы)

5. Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет
Тот и сеет,
Семя не всходит,
А плод приносит. (Бумага, буквы, слова)

Учитель: Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра, посвященная Дню славянской письменности и культуры. Надеюсь, оно было не только интересным, но и познавательным.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: начальные классы, игра