Проект по окружающему миру в 3 классе "Бактерии: вредные и полезные"

Бактерии играют очень важную роль в мире живого.

Бактерии были одними из первых, появившихся на Земле видов (примерно 4 триллиона лет назад), и более чем вероятно, что они переживут и нас, людей...

Несмотря на их огромное разнообразие и на то, что они расселены практически везде на Земле – и на дне океана, и даже в нашем кишечнике, – у бактерий все же есть нечто общее.

Все бактерии обладают приблизительно одинаковым размером. Они лечат и убивают, создают и разрушают. Но одно ясно точно – жизнь без них невозможна. Однажды я своим родителям задал вопрос, почему люди болеют? Мама сказала, что это бактерии попадают в организм и человек болеет. И тогда я задумался, а что такое бактерии, где они живут, как размножаются и чем опасны? И все ли бактерии вредны?

Паспорт проекта

Цель: исследование бактерий, живущих в организме человека и размножение бактерий в домашних условиях.

Задачи:

• посмотреть фильм "Эволюция жизни";
  • познакомиться с разнообразием и классификацией бактерий;
  • выяснить какие бывают вредные и полезные бактерии;
  • провести эксперимент с дрожжами;
  • провести опыт (на наличие микробов на разные предметы).

Объект исследования: бактерии.

Предмет исследования: работа бактерий.

Гипотеза: предположим, что среди множества бактерий живущих в организме человека, есть вредные и полезные, и их можно размножить в домашних условиях.

Методы исследования:

1. Поиск и анализ информации.
  2. Наблюдения и анализ полученной информации.
  3. Опыты.
  4. Анкетирование.
  5. Обработка данных.

Основная часть

История изучения бактерий

Бактерии – это живые организмы, существующие бок о бок с нами. Они есть в земле, в воде, в воздухе, в растениях, внутри и снаружи всех живых организмов

Бактерии могут все и еще чуть-чуть. Они создали наш мир – пригодный для дыхания воздух, плодородную почву, полезные ископаемые.

До изобретения микроскопа люди даже не подозревали о существовании мельчайших живых организмов. Поэтому они не могли понять той опасности, которую несут бактерии и вирусы. Лекари того времени не утруждали себя даже мытьем рук перед проведением хирургических операций. Пациенты частенько не выживали.

Получив в свое распоряжение современнейшее по тем временам оборудование – микроскоп, голландский ученый Антони ван Левенгук первым рассмотрел микробы. Сотню лет спустя француз Луи Пастер обнаружил связь микроорганизмов с распространением инфекционных заболеваний и порчей пищевых продуктов.

Строение бактерий

Бактерия имеет сложное строение:

• Стенка клетки защищает одноклеточный организм от внешнего воздействия, придает определенную форму, обеспечивает питание и сохранение его внутреннего содержимого.
  • Цитоплазма служит для выполнения жизненно важных функций. У многих видов в цитоплазме содержится ДНК, рибосомы.
  • Капсула является поверхностной структурой, которая делает оболочку более прочной, защищает от повреждений и пересыхания. Эта слизистая структура имеет толщину больше 0,2 мкм. При меньшей толщине ее называют микрокапсулой. Иногда вокруг оболочки находится слизь, не имеющая четких границ и растворимая в воде.
  • Жгутиками называют поверхностные структуры, служащие для передвижения клеток в жидкой среде или по твердой поверхности.
  • Пили – нитевидные образования, намного тоньше и меньше жгутиков. Они бывают различных типов, различаются по назначению, строению. Пили нужны для прикрепления организма к поражаемой клетке.

Виды бактерий

1. Кокки – шарообразные организмы, отличающиеся по взаимному расположению. Под микроскопом заметно, что стрептококки представляют цепочку шариков, диплококки живут попарно, стафилококки – скопления произвольной формы. Ряд кокков вызывает различные воспалительные процессы, попадая в организм человека (гонококк, стафилококк, стрептококк).
  2. Палочковидные отличаются формой, размером и способностью к спорообразованию. Спорообразующие виды называются бациллами. К бациллам относятся: палочка столбняка, палочка сибирской язвы.
  3. Спириллы и спирохеты – микроорганизмы извитой формы. Они не образуют спор, очень подвижны. Под микроскопом можно увидеть их быстрые движения. Большинство спирилл безопасны для человека и животных. Это сапрофиты, питаются неживыми субстратами.
  4. Вибрионы – вибрирующие микробы. При рассмотрении под микроскопом можно увидеть их вибрирующие движения. Микроорганизм меняется в зависимости от условий средобитания. Вибрионы бывают спиралевидной, палочковидной, нитевидной, шаровидной.

Виды бактерийВиды бактерий

Классификация бактерий

Внутри человека, как и внутри прочих млекопитающих, живет невообразимо большое количество бактерий. В наших телах их в 10 раз больше, чем всех клеток организма вместе взятых.

Полезные бактерии

Подавляющее большинство из них - это существа, живущие в пищеварительном тракте человека и перерабатывающие часть пищи, справиться с которой сам желудок не в состоянии.

Некоторые виды полезных бактерий:

Кишечная палочка
Является неотъемлемой частью флоры кишечника человека и большинства животных. Ее пользу трудно переоценить: расщепляет неусваиваемые моносахариды, способствуя пищеварению; синтезирует витамины группы K; предотвращает развитие патогенных и болезнетворных микроорганизмов в кишечнике.

Кишечная палочка и молочные бактерииКишечная палочка и молочные бактерии

Молочнокислые бактерии
Представители этого отряда присутствуют в молоке, молочных и ферментированных продуктах, и в то же время являются частью микрофлоры кишечника и ротовой полости.

Способны сбраживать углеводы и в частности лактозу и вырабатывать молочную кислоту, которая является основным источником углеводов для человека. Посредством поддержания постоянно кислой среды сдерживают рост неблагоприятных бактерий.

Вредные бактерии
К вредным обычно относят виды, которые паразитируют на других организмах. кишечной палочки могут привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта: отравления, диарея и пр.

Патогенные бактерииПатогенные бактерии

Некоторые виды патогенных бактерий:

Сальмонелла
Эта бактерия является возбудителем очень острой кишечной инфекции, брюшного тифа. Сальмонелла вырабатывает токсины опасные исключительно для людей. При заражении происходит общая интоксикация организма, которая приводит к сильной лихорадке, высыпанию по всему телу.

Столбнячная палочка
Эта бактерия - одна из самых стойких и одновременно самых опасных в мире. Вырабатывает чрезвычайно токсичный яд, столбнячный экзотоксин, приводящий к практически полному поражению нервной системы. Люди, заболевшие столбняком, испытывают страшнейшие муки: самопроизвольно до предела напрягаются все мышцы тела, происходят мощные судороги.

Мои исследования

Результаты теста "Бактерии"
Для того, чтобы понять, что знают ученики нашей школы о бактериях, я провел тест.

Результаты теста "Бактерии"Результаты теста "Бактерии"

Оказалось, что многие ребята знают, о царстве бактерий и о существовании полезных и вредных бактерий.

Опытно-экспериментальная работа

Провести опыт (на наличие микробов на разные предметы)

Опыт 1. Порча продуктов

Возьмем кусок хлеба и поместим его в полиэтиленовый пакет (мешочек). Попробуем через 5 дней взять кусочек хлеба, и мы увидим огромное количество плесени. Плесень очень страшна, даже если мы ее не видим, можно почувствовать запах. Есть такой продукт нельзя.

Вывод: Опыт показал, что микроорганизмы вызывают порчу продуктов.

Опыт 2. Полезные бактерии

В классе мы замесили две порции теста из муки, воды, соли, сахара. Одну порцию замесили без дрожжей. Во вторую порцию мы добавили дрожжи. Сформировали маленькие булочки. Булочку из теста без дрожжей мы пометили зубочисткой.

На кухне нам испекли эти булочки. Получилась булочка без дрожжей очень маленькая, на вкус – жесткая, не вкусная. А вторая с дрожжами получилась пышная, ароматная, очень вкусная.

Вывод: опыт открыл нам полезные свойства дрожжей. Дрожжи – выполняют нужную работу. Они вырабатывают углекислый газ и тесто поднимается, становится пышным. Эти микроорганизмы – наши помощники.

Итог: Мир микробов интересен и многообразен. Среди микробов есть наши друзья и враги. Я точно знаю, что нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила гигиены и кушать неиспорченные продукты.

Своими знаниями мы поделились с детьми своей школы, и Елена Леонидовна решила устроить конкурс рисунков на тему: "Чистота – залог здоровья!"
Ребята приняли активное участие. А у меня есть мечта - иметь большой микроскоп и стать врачом микробиологом.

Заключение

Изучая бактерии, я познакомился с их разнообразием и классификацией, смог самостоятельно вырастить бактерии в домашних условиях. Узнал, что существует огромное количество полезных бактерий, которые мы употребляем каждый день с кисломолочными продуктами и о вредных бактериях (опасных для человека).

На основании выше изложенного материала и проведенных исследованиях, считаю, что моя гипотеза подтвердилась: Множество бактерий живет в организме человека, они бывают как полезные, так и вредные и их можно размножить в домашних условиях.

Размер:
128.38 Kb