Участники проекта: учащиеся 2-4 классов, их родители.
Цели проекта:
Задачи проекта:
Основой проекта является исследовательская работа с экологической проблематикой, доступная для решения младшими школьниками.
Тип проекта: практико-социальный, продолжительный, групповой.
Образовательная область и учебный предмет: технология, окружающий мир.
Источники информации: статьи о родниках, интернет-ресурсы, рассказы жителей нашего поселка.
Формы работы учащихся над проектом: групповое обсуждение, самостоятельная работа обучающихся, трудовой десант.
I этап. Организационно-ознакомительный
II этап. Реализация проекта
III этап. Итоговый
Антуан де Сент-Экзюпери в повести "Планета людей" описывает, как герой, претерпевший предсмертную агонию от обезвоживания организма, воскликнул: "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете". Где есть вода, там и находится жизнь — это простая истина.
Люди всегда ценили и ценят воду. Неспроста о ней говорят: "Земля - казна, вода – золото", "Капля по капле - озеро, нет капель – пустыня", "Влагу нужно беречь как зеницу ока". Экологическую грамотность и бережное отношение к воде, необходимо воспитывать с детства.
Вблизи рабочего поселка Самойловка существует родник. Родники являются уникальными естественными водоемами, как выходы на поверхность грунтовых и подземных вод. Они имеют большое значение в поддержании водного баланса, в питании поверхностных водоемов, а также они играют неоценимое значение в жизни человека. Родниковая вода живая, подвижная, она доходит до нас в своем первозданном, природном виде.
Она из проверенного экологически чистого источника, именно поэтому практически не нуждается в очистке. Вода в нашем роднике удивительной чистоты и замечательного вкуса. Большинство жителей поселка в любое время года пользуются родником. Но в ходе исследовательской работы, как выяснилось, что необходимо заняться расчисткой родника.
1. Акция "Чистый родник!"
Трудовой десант осенью на территории родника. В ходе проведения акции "Чистый родник!" ребята и родители очистили родник от сухих веток и камыша. В память о нашей работе остались отличное настроение и фотографии.
2. Сбор сведений о водах Самойловского района и сбор публикаций о роднике в местной газете.
В ходе сбора сведений о водоемах обучающиеся побывали в МБУК "ЦБ им. А.С. Пушкина", изучали статьи о внутренних вода Самойловки и роднике в газете "Земля Самойловская".
3. Консультация врача на тему "Чистая вода первейшее условие здоровья человека".
Вода – это самое важное вещество на Земле, так как без нее жизнь не могла бы продолжаться – ни человеческая, ни растительная. Все живые организмы на 4/5 состоят из нее, и она же поддерживает существование и внутренние функции, как растений, так и животных.
Всегда следует заботиться о том, чтобы организм был обеспечен соответствующим количеством чистой воды. Важно знать, что хорошее качество воды – это лучшая естественная профилактика всех видов бактериальных и вирусных инфекций. Для всех жидкостей, циркулирующих в нашем организме - вода жизненно необходимый фактор. Она транспортирует питательные вещества, которые усваиваются только в жидком виде.
С ее помощью токсины и продукты жизнедеятельности растворяются и выводятся из организма. Вода требуется и для нормального пищеварения. Желудок подобен мельнице, перемалывающей пищу до получения мелких, легко усваиваемых частиц.
Вода универсальный растворитель, не может быть заменен ни одним из других веществ, способным обеспечивать все физиологические функции организма в полном объеме.
Вода человеческому телу жизненно необходима, но следует помнить, что для употребления годится не любая вода, а лишь химически чистая – та, которая на 100% состоит из кислорода и водорода. Родниковая вода - в набольшей степени приближается к этому идеалу, потому что, проходя через толщину почвы, она очищается от вредных примесей.
4. Встречи с жителями поселка. Социальный опрос.
В ходе работы над проектом обучающиеся провели анкетирование "Мое отношение к роднику" среди жителей Самойловки. Вопросы анкеты:
Проанализировав данные из анкет, обучающиеся сделали следующие выводы:
О существовании родника знают 100% опрошенных. Родник является сравнительно популярным. Многие жители пользуются родниковой водой (60% - часто, 40% - иногда). Большинство людей отвечали, что состояние и благоустройство родника зависит в основном только от тех людей, которые им пользуются (80%). Многие жители говорили о поддержании чистоты около источника, при этом просто выражалось пожелание, чтобы люди, которые приезжают за водой не оставляли после себя мусор.
6. Конкурс рисунков "Живи, родник".
7. Выводы и наши наблюдения.
Жители села Самойловка имеют все основания гордиться уникальным уголком природы. Аккуратность в обращении с природой требуется от каждого, кто общается с нею. Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью природы.