Конспект занятия по учебному курсу "Школа здоровья" по теме "Умеем ли мы правильно питаться"

Цель: сформировать правильное представление учащихся начальных классов о правильном и здоровом питании.

Задачи:

  • формирование знаний детей о продуктах, приносящих пользу организму;
  • формирование интереса и готовности к соблюдению правил рационального и здорового питания;
  • сформировать понимание, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни.

Ход занятия

Орг. момент

Учитель: Прозвенел звонок, скорее начинаем урок.
- Садитесь.

Актуализация знаний

Учитель: Я получила письмо от вашего любимого друга Карлсона. Давайте прочтем, что он пишет нам.

"Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверно, скоро буду здоров.
Ваш Карлсон"

Учитель: Ребята, верно ли Карлсон составил для себя меню выздоровления? (Нет)
- Почему? (Ответы детей)
- Поднимите руки, кто считает, что питается правильно?
- Далеко не все ребята питаются правильно. А почему некоторые этого не делают? (Не знают правил питания)

Формирование новых ЗУНов

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О правильном питании)
- Верно! Но мы поговорим не только о правилах, но и об умении правильно питаться.
- Тема урока "Умеем ли мы правильно питаться"

- Какую цель поставим перед собой? (Узнать, что значит "правильно питаться")
- Какие задачи необходимо разрешить для достижения цели? (Из чего состоит наша пища, как питательные вещества влияют на наш организм, что должно быть на тарелке во время приема пищи)

Открытие новых знаний

Учитель: В состав нашей пищи входят питательные вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины, которые содержатся почти во всех продуктах питания. Все они необходимы для нормальной работы организма, но в разных количествах. Нехватка какого-то вещества может привести к серьезным нарушениям в работе организма или даже заболеваниям. Источниками питательных веществ являются разные продукты и блюда.

- Сейчас я порошу вас объединиться в группы для выполнения заданий.
- У вас на столах лежат карточки с рисунками. Необходимо закрасить картинки с изображением продуктов в соответствии с условными обозначениями. После выполнения ответить на вопрос: какие продукты являются основными источниками белков? Жиров? Углеводов?

Проверка работы в группах – демонстрация слайда с закрашенными картинками

Учитель: Итак, какие же продукты могут быть названы основными источниками белков? (Мясо, рыба и молочные продукты — основные источники белков, витаминов и минеральных веществ)

Полезные и вредные продуктыПолезные и вредные продукты

- Ребята, а как вы думаете, неужели белки только в пище животного происхождения? Могут ли быть белки в растительной пище? (Да)

- Верно! Белок содержится в бобовых, злаковых, семенах, орехах, сухофруктах, в зелени. Среди лидеров по содержанию растительного белка – фасоль, семечки подсолнечника, миндаль, чечевица, зеленый горошек, белые грибы, капуста итд.
Вывод: Белки нужны для роста, развития и работы нашего организма.

- Какие же продукты могут быть названы основными источниками жиров? (В орехах, колбасе, растительное и сливочное масло почти полностью состоит из жиров)
- Правильно! Но жиры есть и в молочных продуктах, и в мясе, и даже в хлебе.
Вывод: Жиры — основной источник энергии. Они помогают организму сопротивляться болезням.

Учитель: Но можно ли много есть жирной пищи? (Нет)
- Из-за неумеренного потребления жирной пиши может случиться заболевания пищеварительных органов, ожирение. Школьники, которые питаются в основном жирной тяжелой пищей, проявляют более низкие умственные способности, чем их сверстники. Ослабевает иммунитет и ускоряется старение организма. Так же чрезмерное потребление жирной пищи приводит к заболеваниям сердца. Жирная пища приводит к сонливости в течение дня и снижению концентрации внимания и постоянному чувству усталости.

- Ребята, поднимите руки, кто любит сладости?
- Как вы думаете, есть ли в них белки и жиры? (Да)
- Действительно, но больше всего в них углеводов. Именно они придают любимым лакомствам сладкий вкус. А вот сахар состоит только из углеводов. Углеводы, как и жиры, являются для нашего организма источником энергии.

- А где же еще содержатся углеводы? (Углеводов много в овощах, фруктах, хлебе, крупах)
Вывод: Углеводы являются для нашего организма источником энергии.
- Ребята, как вы думаете, где содержатся витамины? (В овощах, фруктах и ягодах)
- Хорошо! Знаете ли вы откуда появилось слово "Витамин"?

Учитель: Казимир Функ – легендарный польский биохимик, который впервые ввел в обиход термин "витамины".
- Однажды, Функ выявил, что в рисовых отрубях содержатся химические соединения, способные наладить обмен веществ в организме. В 1912 году польский биохимик смог получить бесцветный кристалл, которому присвоил название "витамин". С его помощью он смог исцелять голубей, а затем и людей, от некоторых заболеваний.

- Кстати, витамины есть не только в растительной пище, но и в молоке, масле, мясе, рыбе. Кроме того, почти во всех продуктах есть минеральные вещества (источник энергии, роста), очень важные для здоровья.

Физминутка

Первичное закрепление

Учитель: Вот мы с вами и узнали из чего состоит наша пища.
- Теперь давайте поиграем. У вас на столах карточки с загадками. Вам необходимо их разгадать, а потом распределить слова-отгадки отгадки по трем группам питательных веществ в соответствующие поля.

Совместная проверка – демонстрация на слайде.

Белки

Жиры

Углеводы

Отварное, отбивное,

Просто чудо - заливное!

Жду обеденного часа:

На второе будет мясо.

Ножом её режут и кладут в бутерброд,

Потом бутерброд отправляется в рот. Колбаса.

Заставит плакать всех вокруг,

Но не драчун он, просто лук.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю. Рыба.

Тот малыш совсем не хрупкий,

но все же спрятался в скорлупку.

А заглянешь в сердцевину

И увидишь середину.

Из подов он тверже всех,

Называется орех. 

Он - слоеный,

Очень сладкий,

Много розочек на нем,

С ним мы чай прекрасно пьем,

Или, если есть, компот!

Отгадали? Это торт.

Повернулся на бочок

Этот длинненький стручок.

Приготовишь – съест король

Эту вкусную фасоль

Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам.

Кашу не испортят точно

Бело-желтые кусочки. Масло. 

Горит на грядке светофор,

И люди ждать согласны,

Пока зелёный помидор не сделается красным. 

Под листочком вдоль дорожки

Вырос редкий важный тип.

Твёрдо встал на толстой ножке

Гордый ценный белый гриб.

 

Фрукт оранжевый, красивый,

Съешь его - прибавит силы.

Витамином С богат

И полезен для ребят. Апельсин.

- Давайте вспомним, как основные питательные вещества влияют на наш организм.
Белки – строительный материал для нашего организма. Они отвечают за рост и развитие, помогают двигаться, защищают от инфекций.
Жиры – основная часть всей энергии нашего организма. Они служат основным источником энергии, обеспечивают механическую и тепловую защиту, являются источником витаминов.
Углеводы – энергия и прекрасное настроение. Они так же, как и жиры, служат основным источником энергии, улучшают настроение, обеспечивают запасными питательными веществами.
Витамины и минеральные вещества содержатся почти во всех продуктах. Они позволяют противостоять заболеваниям, участвуют во всех процессах в нашем организме, способствуют укреплению иммунитета.
- От того, как человек питается, зависит работа его организма. А в детском возрасте — рост и развитие.
- Можно сесть на свои места.

Открытие новых знаний
- Ребята, как вы считаете, можно ли все время питаться только мясом или, например, только овощами? (Нет)
- И правда, пожалуй, не стоит так питаться. Почему? (Для правильного питания важно разнообразие в пище)
- Подбор разнообразной пищи называется рационом питания. Давайте прочтем что это такое. (На слайде определение: Рацион питания - это набор пищевых продуктов, которые человек употребляет каждый день)
- Давайте откроем тетради, подпишем число, тему. Запишите, пожалуйста, это определение в свои тетради.
- Как вы думаете, чем отличается рацион питания людей разного возраста? (Ответы детей)
- С возрастом меняется наш организм, поэтому не удивительно, что необходимо корректировать свой образ жизни. Не стоит на месте и наша система питания - мы вынуждены с годами менять ее, ограничивая присутствие одних продуктов и насыщая рацион другими. Размер порции так же не мало важен.
- Почти половину нашего рациона должны составлять овощи и фрукты. Каждый день необходимо соблюдать правило 5+2 – пять порций овощей и две порции фруктов.
- А кто знает порция – это сколько?
- Ребята, порция – это количество продукта, которое помещается в вашу ладошку.
Важно не только есть разную пищу, но есть ее в правильных пропорциях.
- Давайте подумаем в какие приемы пищи можно включить фрукты? (Завтрак и полдник)
- А в какие включим овощи? (Обед и ужин)
- А еще овощи и фрукты отличная идея для перекуса.

Первичное закрепление
- Поработаем в парах. У вас у каждого на столе карточка с приемами пищи. Время не прописано, но вам нужно попробовать определить временной промежуток и указать что изображено на картинке: завтрак, обед, полдник или ужин.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось?
Совместная проверка – демонстрация на слайде.

- Ребята, посмотрите, как должен выглядеть прием пищи. Почти половина – это овощи и фрукты, четверть тарелки – мясные и рыбные продукты, вторая четверть – крупы, макароны, картофель.

Подведение итогов урока
- Давайте вспомним, какой была цель урока? (Узнать, что значит "правильно питаться")
- Достигли цели? (Да)
- Ребята, а вы помните про письмо Карлсона? Как мы посоветуем ему питаться? (Ответы детей)
- Давайте отправим ему ответ?
- У каждого из вас на столе текст письма для Карлсона, но некоторые слова потерялись и их необходимо вернуть. Прочитайте, впишите недостающие слова.

Совместная проверка – демонстрация на слайде.

На доске письмо-ответ для Карлсона:
"Здравствуй, Карлсон! Тебе необходимо срочно пересмотреть свой рацион питания! Мы сегодня на уроке узнали, что важно есть разную пищу, в правильных пропорциях. Попробуй питаться фруктами, овощами, мясом и рыбой, не забывай про молочные продукты и крупы. Но иногда можешь порадовать себя небольшим кусочком торта. И тогда ты действительно скоро выздоровеешь. Будь внимателен к себе и к своему организму!
Твои друзья 4Г класс."

- Ну, что, отправляем? (Да)
- Ребята, поднимите руки те, кто тоже решил изменить свой рацион?

Рефлексия
- Вот и подходит к концу наше занятия. Поднимите две руки вверх кому было интересно и все понятно.
Поднимите руку, кто испытал затруднения?
- Спасибо за урок!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!