В школьном возрасте дети приобретают навыки, от которых в той или иной мере зависит их дальнейшая жизнь.
В области воспитания здорового образа жизни человека в начальной школе в рамках внеурочной деятельности служит программа "Разговор о правильном питании".
Эта программа помогает глубже формировать у детей представления и навыки о рациональном питании, значении соблюдения режима, правил гигиены, законов этикета, знаний о пользе продуктов и блюд.
В реализации программы в соответствии ФГОС я стараюсь использовать разнообразные формы работы в виде внеклассных занятий, круглых столов, конкурсов, праздников.
Предлагаю методическую разработку внеурочного занятия в начальной школе во втором годе обучения.
Формой проведения занятия является игра, позволяющая проявить ребятам свою активность.
Цель занятия:
В процессе занятия формируются следующие универсальные учебные действия:
регулятивные: учиться определять цель и задачи усвоения новых знаний в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной, практической деятельности;
познавательные: учиться обобщать, систематизировать;
коммуникативные:
Оборудование: шапочки с изображением овощей и фруктов; картинки овощей и фруктов для организации групповой работы; муляжи овощей и фруктов.
Учитель: Давайте возьмемся за руки. А для чего мы взялись за руки? (чтобы создать хорошее настроение)
- Как же в этом нам помогут руки? (руки теплые - значит человек добрый. Ему можно улыбнуться и настроение поднимется)
- Правильно ребята! Чтобы много узнать, на нашем занятии нужно как себя вести? (быть внимательным, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку)
- А теперь давайте рассядемся по интересам. (рассаживаются по группам и напоминается о памятке, как работать в группах, которая висит на доске)
Учитель: Ребята! Какие вы все веселые, румяные, жизнерадостные. А вот в конце зимы у многих людей в организме происходят изменения: человек больше устает, у него часто плохое настроение, нет аппетита и пропадает интерес ко всему.
- Ребята, а как вы думаете что происходит с организмом? (ответы детей: надоела зима, много болеют люди)
- А еще? Почему организм становится слабым? Может ему чего то не хватает? (витаминов)
Учитель: Правильно, витаминов. Как называется нехватка витаминов. (дети ищут табличку АВИТАМИНОЗ)
- А как помочь организму? (нужно в рацион питания включать прием продуктов в которых витаминов особенно много)
- И что это за продукты? Это ФРУКТЫ и ОВОЩИ.
Учитель: Овощи и фрукты – настоящие кладовые витаминов. Самые главные витамины - это витамины группы А, витамины группы В, витамины С.
А вот и сами витамины спешат к нам в гости.
Выходят три девочки с буквами А В С
Первая девочка:
Я витамин А – витамин роста и развития. Меня много в морковке, луке, петрушке, сладком красном перце, помидорах.
Вторая девочка:
Я витамин В – витамин бодрости и силы. Если его мало, тогда человек плохо кушает, огорчается, часто плачет. Меня много в капусте, шпинате, горохе, фасоли, огурцах.
Третья девочка:
А я витамин С – защита от болезней. Если его мало, мы простужаемся, начинаем болеть. Меня много в лимонах, апельсинах, киви, ананасах, тыкве, перце.
- Вот такие витамины содержатся в овощах и фруктах.
Работа в группах - классификация овощей и фруктов
Учитель: Ребята, посмотрите пока мы знакомились с фруктами и овощами в которых содержатся витамины А, В и С , фрукты и овощи перемешались на доске. Давайте им поможем занять каждому свою группу.
Класс делится на три группы (по рядам). На доске расположены таблички:
Витамин А
Витамин В
Витамин С
Под табличками фрукты и овощи на магнитах. Каждой группе (ряду) предлагается выбрать фрукты и овощи, в которых содержится нужный витамин, и расположить напротив нужной таблички.
Дидактическая игра "Овощи и фрукты"
- Фрукты и овощи все разные? А чем отличаются фрукты от овощей? (формой, цветом, вкусом и запахом)
- Ну-ка давайте проверим. Так ли это?
Мини-исследование
Из корзинки, прикрытой салфеткой, предлагается на ощупь определить форму и по ней узнать фрукт или овощ.
- Молодцы! Еще мы сказали, отличаются цветом. (Детям показываются муляжи разного цвета, и они хором называют цвет)
- А еще фрукты и овощи различаются запахом. (Предлагается с закрытыми глазами по запаху определить фрукт)
- А еще, конечно же, по вкусу. На тарелке лежат кусочки порезанных фруктов и овощей. (Ребятам предлагается определить по вкусу)
Учитель: Давайте немного отдохнем и поиграем. Я называю продукт, если назван фрукт – хлопаете в ладоши, если назван овощ – топаете ногами, ну а если это и не овощ и не фрукт будете громко отвечать: нет, нет, нет.
Работа в группах по составлению меню
- Вы, ребята, должны знать, что большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только с пищей. Сейчас каждая группа, составит меню из трех блюд, и представит его нам. (По правилу работ в группе, выбирают повара, составляют меню, а потом предлагают свое меню другой группе и наоборот)
Учитель: Ребята, у вас на столе лежат картинки – яблочки разного цвета. Если вам понравился этот урок, и вы узнали что-то новое, чему-то научились, принимали активное участие в работе, то возьмите в руки яблочко красного цвета. Если урок вам не понравился, и вы ничего не узнали, возьмите в руки яблоко зеленого цвета.
- Теперь поднимите ручки вверх и покажите ваши картинки мне. Я вижу, что сегодня мы собрали богатый урожай спелых яблок с новыми знаниями и хорошим настроением.