Работа над ошибками после контрольного диктанта

Контрольный диктант – это итог пройденной темы, а точнее итог знаний, полученных на уроках русского языка.

Конечно же, все понимают необходимость работы над ошибками диктанта, ведь это важный этап формирования орфографических умений обучающихся.

Работа над ошибками после контрольного диктанта является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок

Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно.

Цель работы на ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания.

Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведет к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Но такую работу хочется разнообразить, провести ее в такой форме, чтобы ребятам было интересно. На помощь приходят метапредметные умения. Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин.

Ведь именно метапредметные результаты включают в себя освоенные УУД, которые составляют основу ключевых компетенций школьников. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающихся к освоению новых знаний, поиску решения проблем в различных ситуациях, его способность к самоорганизации, сотрудничеству, коммуникации.

Итак, как же разнообразить работу так, чтобы дети запомнили и усвоили орфограммы? А самое главное сделали выводы.
После прохождения по математике темы "Столбчатые диаграммы" я решила использовать эти знания на уроке работы над ошибками диктанта. Каждому ученику выдается таблица списка орфограмм, которые встречались в диктанте.

Орфограммы

Случаи использования в тексте

 1.

Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением

 

 2.

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

 

 3.

Словарные слова

 

 4.

Слитное написание приставок

 

 5.

Парный звонкий-глухой согласный в середине слова

 

 6.

Буква соединительного гласного в сложном слове

 

 7.

Наличие/отсутствие непроизносимого согласного в корне слова

 

 8.

Раздельное написание предлогов

 

 9.

Оформление предложения

Заглавная буква в начале предложения

Точка в конце предложения

Внизу после таблицы чертим оси координат. Снизу ставим № орфограммы, слева – количество ошибок (берем самое большое число слов на одну орфограмму). Например, в данном диктанте больше всего было словарных слов, их было 9. Значит, слева ставим не менее 9 цифр.

Чертим оси координатЧертим оси координат

И начинаем работать с текстом диктанта. Находим, объясняем и выписываем в таблицу все слова на данную орфограмму. Орфограмму в слове выделяем графически. Каждый обучающийся отмечает, в каких словах он сделал ошибки и считает их количество. Затем чертит столбик на диаграмме.

Выписываем в таблицу все слова на данную орфограммуВыписываем в таблицу все слова на данную орфограмму

Работу над каждым видом орфограмм можно строить по-разному. Использовать при этом и коллективную (фронтальную) работу. Она заключается в постановке учителем перед классом проблемных вопросов или познавательных задач, в разработке которых задействованы все учащиеся класса. В ходе совместного обсуждения дети учатся развернуто и аргументированно отвечать на вопросы, корректировать свои ответы. А учитель так строит беседу, чтобы в нее были вовлечены и сильные, и слабые учащиеся.

Можно использовать групповую и парную работу. Класс разбивается на пары или несколько малых групп по 3 человека. Перед каждой группой ставится задача. Дети учатся сотрудничеству в паре или группе, приобретают навыки проектной деятельности, контроля и самоконтроля, учатся преобразовывать, кодировать и систематизировать информацию.

Происходит взаимный обмен информацией, который оказывает положительное влияние на взаимоотношения школьников, расширяет возможности для формирования их самооценки и для оказания помощи слабым учащимся.

В конце работы над ошибками важно подвести итог. И вот тут каждый ученик наглядно видит на диаграмме свои успехи и пробелы

Пользуясь диаграммой, анализирует свои ошибки и записывает для себя вывод. Какие орфограммы он усвоил и не сделал ошибок, а над чем еще надо работать.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!