Особенности проведения внеурочной деятельности в начальных классах

Одной из задач, стоящих перед школой, является формирование образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

На сегодняшний день назрела необходимость в поиске методов формирования, развития и совершенствования двигательных способностей учащихся через овладение ими элементов игры в баскетбол.

Создание и реализация программы внеурочной деятельности "Мини-баскетбол" для учащихся 1-4 классов позволила добиться ожидаемых результатов. Баскетбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных организаций. Он включен в урочные занятия. Так как на уроках в 1-4 классах игре в баскетбол отведено 1-3 часа ежегодно, учащиеся не могут овладеть ею в достаточном объеме.

Поэтому, включение учащихся 1-4 классов во внеурочную деятельность по программе "Мини-баскетбол" позволяет создать фундамент для овладения игрой в баскетбол в подростковом возрасте.

При обучении элементам баскетбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять

На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует неправильному их закреплению.

Обучение элементам баскетболаОбучение элементам баскетбола

Детям нужно объяснить, что вести мяч в игре следует только в том случае, если не можешь передать его партнеру. При приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отскоком. Не надо спешить, вести мяч лучше ближе к цели или на более свободное место для передачи мяча партнеру.

Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение пользоваться ими в игровой деятельности.

Способности проявляются уже в младшем школьном возрасте и от того, какие будут созданы условия, зависит их дальнейшее развитие. Для выявления способностей используем игровой метод. Поэтому большое внимание уделяется подбору подвижных игр на начальном этапе обучения, необходимых для решения основной задачи: обучения мини-баскетболу.

При подборе игр необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей. Обучение детей играм должно представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе – постепенность усложнений. Переход от простых игр к более сложным должен быть своевременным, не дожидаясь, пока занимающиеся потеряют интерес к известным играм.

Игра "11 передач" позволяет детям научиться перехватывать мяч. При этом очень важно обратить внимание на то, чтобы дети играли без контакта друг с другом, т.е. не разрешать отбирать мяч, а только перехватывать мяч. У детей не остается возможности отобрать мяч, что позволило уйти от проблемы фолов на первом этапе. Ведь именно когда у детей 9-10 лет начинают отбирать мяч, толкать - пугает очень многих. Ограничение по времени владения мяча 5 секунд. Если мяч не был передан игроку команды, то его отдают противоположной команде.

После того как дети научатся хорошо играть в эту игру, разрешается бороться за мяч, т.е. отбирать его, используя приемы "Вырывание и выбивание". Традиционное упражнение "Передачи мяча в парах, тройках, на месте, в движение, с атакой по кольцу, с сопротивлением.

В играх: "Догони меня", "Салки с ведением мяча", "10 бросков", "Кто дальше и выше прыгнет" обучающиеся учатся контролировать свои действия, контролировать не только свой мяч, но и мяч противника, развивают прыгучесть.

Чтобы играть детям не надоело - нужно предлагать и вносить в игры новые правила, знать различные варианты игр. Заканчивать игру нужно своевременно и обязательно подводить итоги игры.

Особое внимание уделяю физически слабым детям. Им необходима индивидуальная дозировка: сокращенные дистанции, облегченные задания, меньшее время пребывания в игре.
После выработки некоторых навыков физической подготовленности с помощью игр, начинается обучение баскетболу. Сначала изучаются отдельные приемы (техника нападения, а затем защита).

Как только освоены один-два приема нападения, следует переходить к соответствующим контрприемам. По мере овладения приемами техники изучается тактика игры. Правила игры изучаются параллельно с соответствующими приемами тактики и техники.

Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой:

  1. Ознакомление с приемами.
  2. Изучение приема в упрощенных или специально созданных условиях.
  3. Совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры обстановке.
  4. Применение приема в игре.

В основе успешного выполнения всех технических приемов в баскетболе лежит умение владеть мячом (хорошо развитое чувство мяча). Поэтому целесообразно включать различные упражнения с баскетбольным мячом, не содержащие непосредственно игровых приемов.

Особое внимание на занятиях уделяется технике безопасности, изучение и знание которой позволяют не только избежать травм, но и формировать бережное отношение к себе и другим игрокам.

Для предотвращения травматизма на занятиях по мини-баскетболу необходимо знать причины возникновения травм, соблюдать правила организации занятий, а также использовать соответствующие средства и методы обучения и тренировки.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!