Методика ознакомления детей с ПДД

Говорят, что привычка - вторая натура. Именно поэтому, не теряя времени, нужно прививать детям те необходимые навыки, без которых не может обойтись ни один современный человек. И так же, как приобщая детей к соблюдению правил личной ги­гиены, следует приучать их в соблюдению правил уличного дви­жения.

Новая программа воспитателя в д/с рекомендует не только ''вырабатывать'' у детей ориентировку в ближайших к детскому саду улицах, но и приучать соблюдать правила уличного движения: не ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, сообразуясь со световыми сигналами, уметь читать основные дорожные указатели. Выполнить эти требования программы - зна­чит подготовить детей к жизни в города. В стороне от этого вопроса не могут остаться ни тем более педагоги: ведь невозможно воспитывать человека, не приучая его к соблюдению всех тех норм и требований, нарушение которых привадит к тяжелым, порой трагическим последствиям.

Что же нужно знать ребенку, выходя на улицу?

 

Улица вовсе не безъязыковая, и каждым из нас, кто выходит на нее, должен уметь понимать, что она ему говорит. Язык улицы - это те дорожные знаки и указатели, которые предупреждают нас, как вести себя в том или ином месте, чтобы не нару­шать установленный порядок. С каждым годом увеличивается дви­жение автомобильного транспорта, растет его скорость, а поэто­му от пешеходов требуется исключительная бдительность. В числе пешеходов - дети. Вот почему не только в школе, но уже и в дет­ских садах нужно знакомить детей с языком улицаы, с азбукой ее знаков.

Важно не только ознакомить ребенка с правилами дорожного движения, довести до его сведения, с каком опасностью связано их нарушение, но приучить его контролировать свой поступки, т.е. приучить к дисциплине.

 

Занятия по ознакомлению с основными правилами уличного движения в детских садах не похожи ни на одна аналогичное за­нятие в каком-либо другом месте. Тут своя специфика, свои особенности, обусловленные тем, что материал, рассчитанный на взрослых, преподносится детям. Эти занятия проходят в самых различных формах.

 

Это может быть беседа, чтение книг, показ картин, игры, знакомящие детей с правилами ходьбы по улице. Порядок проведения занятий может быть различным. Можно начинать с экскурсий к месту оживленного движения на улице или с чтения книг, показа картины. Последние виды занятий целесообразно проводить в тех случаях, когда детский сад находится на тихой удаленной улице либо на очень оживленной, где детей сразу захлестывает обилие впечатлений. Для этой цели можно рекомендовать несколько литературных произведений, рассказывающих детям об улице:  Житкова ''Что я видел'', Шварца ''Машины на нашей улице'', диафильмы ''Сказка про трехглазку'', ''Алешкин веловипед'', ''Кто виноват?'', ''Как пошутил Витя Гурышев'', ''Волшебный доктор'', ''Дело было летом''. Диафильмы помогают малышу увереннее себя чувствовать на улице. В серии картин для детского сада имеется специальная картина на тему ''В городе''.

 

На экскурсиях надо обращать внимание детей, в каких местах и в каком направлении движутся машины, где они делают остановки.

 

При наличии светофора детей знакомят с его сигнальными огнями. Детям показывают безопасные места перехода, объясняют правила. После экскурсий или чтения книг необходимы беседы, учитывающие представления детей. Во время бесед используют подходящие картинки, плакаты. Для активного упражнения детей в правилах хождения по улице игры проводятся в разных вариантах.

 

Например: на земле рисуют широкую полосу, изображающую улицу или две перекрещивающиеся улицы, и дети ''переходят'' эти улицы. Условия игры меняются: для ориентировки пешеходов на улице расставляются игрушечные автомобили, трамваи, а за­тем убирают их. Движением управляет "милиционер'', и наконец, в игре появляется светофор.

Принадлежности, использованные в дидактических играх, затем дают детям в свободное для развертывания творческих игр. Во время прогулок также следует обращать внимание детей на правила перехода через улицу. Объясняя детям важность правил уличного движения, следует избегать разговора о катастрофах и несчастных случаях (не следует демонстрировать и плакаты подобного содержании). То, что хорошо для взрослых, совершенно не годится для детей.

Это может травмировать ребенка не менее, чем страшная сказка и вызвать у него специфический страх перед улицей, который будет сковывать его инициативу и сообразительность, затруд­нять ориентировку.

 

Наряду с перечисленными видами занятий полезно поддерживать связь с д/с работниками, которая может быть выражена в виде встреч, беседы с детьми. Интерес у детей к работ­никам ГАИ очень велик, поэтому их рассказы запоминаются деть­ми очень легко, непринужденно. Так, при встрече с детьми товарищ Стуков Б. М. Рассказал детям о своих делах и заботах, сообщил полезные сведения для всякого пешехода.

Особенно рады были дети, когда гость подарил им красочные плакаты о поведении детей на улице. Эти плакаты висят у нас в группе, и дети с удовольствием вспоминают эту приятную и интересную встречу. Стихи, которые напечатаны на плакатах, дети знают наизусть и охотно  рассказывают.

 

Большой объем и быстрая смена впечатлений, которые дети получают на улице, требуют от воспитателя очень четкого отбора познавательного материала для экскурсий и бесед. Сообщение этих сведении необходимо осуществлять постепенно, в те­чение длительного времени. Подготовительная работа невидимой нитью тянется еще с младшей группы. На начальной ступени мы учили детей различать основное цвета, направления, учили де­тей организованно ходить по улице. Уже в среднем возрасте познакомили детей с тем, что на улице надо быть осторожным, не затевать игр, ходить вместе со старшими. В старшем возрасте ребята узнала от воспитателей, что на улицах города большое движение транспорта и людей. Во избежание несчастных случаев необходимо вести себя на улице очень осторожно, надо ходить по тротуарам, придерживаясь правой стороны, уступать друг другу дорогу. Дети научились различать места, предназначенные для движения транспорте и ходьбы, тротуар и мостовую, середину и края дороги..

 

Самая большая работа была проведена в подготовительной группе. Дети узнали места наиболее безопасного перехода через улицу, научились переходить через улицу там, где вот светофора, разбираться в сигналах светофора, познакомились с основными дорожными знаками.

 

Средств и методов воспитания у детей сознания необходимости соблюдать правила безопасности движения много. Мы использовали наиболее доступные: читку коротеньких рассказов, с последующим тщательным разбором, таких, как ''Горка'', ''Морозко'', ''Прогулка на лыжах'', ''Санки'', ''Колина мечта'', ''Весна'', ''Ручеек'', ''Самокат'', ''На речку'', ''Петин друг'' (рекомендованных в пособии ''Воспитатель детских дошкольных учреждений''), читали произведения ''Что видел'' Житкова, Шварца ''Машины на нашей улице'', ''На улице Владимирова'', заучивали стихи о правилах дорожного движения, о светофоре, о милиционере-регулировщике.

 

Показывали диафильмы, знакомили детей с плакатами, их содержанием, с дорожными знаками. Вместе с детьми сделали альбом основных дорожных знаков. На занятиях с детьми беседовали о правилах уличного движения, проводили экскурсии к перекрестку, к местам перехода и вообще, по ближайшим улицам города (Кирова, Школьная, Металлургов, Бардина), рисовали дорожные знаки, проводили дидактические игры: ''Улица города'', ''Учись ходить по улице'', организовали встречу детей с сотрудниками ГАИ.

Вместе с детьми изготовили пособие для сюжетно-ролевой игры в ''Улицу''.

 

Проведены групповые родительские собрания: ''Правила поведения детей в общественных местах'', ''Ознакомление детей с правилами уличного движения''. Второе собрание было специально посвящено профилактике детского уличного травматизма, на это собрание пригласили сотрудника ГАИ Стукова Б. М., который познакомил родителей с состоянием и причинами детского уличного травматизма и подсказал эффективные меры его профилактики: выполнение правил уличного движения.

 

В родительском уголке была сделана тематическая выставка ''Правил уличного движения'', которая знакомили родителей с дорожными знаками.

 

В нашей стране есть немало городов, где накоплен опыт сотрудничества работников ГАИ и детских учреждений. Это прежде всего город Ленинград. Здесь в помощь воспитателям издана брошюра ''Методические указания по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами уличного движения''.

 

Инструкции для работы, созданы также в Свердловске, Кемерово, здесь созданы так называемые транспортные площадки, где дети попадают в условия улицы-модели. В их распоряжения самокаты, педальные автомобили, велосипеды. Играя, дети, учатся соблюдать правила и видят, к чему приводит нарушение их. Транспортные площадки при детских садах - это одна из форм, с помощью которой воспитатели ведут работу с детьми по ознакомлению с правилами уличного движений.

 

В настоящее время большую помощь педагогам и родите­лям в воспитании  дисциплинированных и сознательных пешеходов оказывают работники издательств ''Малыш'' и "Детская литера­тура", выполняющие заказы работников ГАИ.

 

Учитывая потребность детей во всем подражать взрос­лым, эти издательства выпускают игры в книгах, которые дают детям представления, в частности  о правилах движения по улицам и дорогам, показывают им, как надо соблюдать эти правила. Интересно задумана игра С. Зака ''Три письма''. Здесь на игровом поле изображен город с улицами, площадями, перекрестками, трамвайными линиями, троллейбусными и автобусными маршрутами. Участники игры от 2 - 4 человек называющимися почтальонами, доставляют корреспонденцию.

Каждому надлежит доставить по три письма в разные места. Выигрывает тот, кто быстрее справится с задачей не нарушая правила уличного движения.

 

Игра ''Светофор'' А. Шлыковича построена по другому принципу. В ней может принять участие неограниченное число ребят. Здесь каждый играет либо за себя, либо участники могут разбиться на две разные группы. Игра напоминает известную телевизионную передачу КВН. От участников игры требуется знание правил уличного движения, видов транспорта, устройства автомобиля. Игра ''Знаки на дорогах'' А. Гарнича представляет собой набор основных дорожных знаков, регулирующих движение транспорта и пешеходов. В набор входит несколько маленьких автомобилей. Игра открывает ребятам простор для выдумки и творчества. Построив игрушечный город с улицами, площадями, перекрестками, расставив на них соответствующие знаки, дети под руководством воспитателя могут организовать увлекательную полезную игру, в которой есть роли шоферов, пешеходов и регулировщиков. Многое в организации такой игры зависит от воспитателя.

 

Он должен сам знать правила уличного движения, значения дорожных знаков, где и в каком случае они устанавливаются. Тогда он сможет быть своего рода арбитром, выступать в роли главного инспектора ГАИ, давать правильные разъяснения в том или ином конфликтном случае. Игре ''Знаки на дороге'' должны предшествовать беседы, в которых воспитатели разъясняют смысл и значение дорожных знаков, обязанности регулировщика. Для такого обучения и служит игра ''Знаки на дороге''.

 

Меняясь ролями в этой игре, ребята знакомятся с основными правилами, которыми руководствуются родители, а также с обязанностями пешеходов. Игра приучает ребят к сообразительности, самостоятельности, активности. Продукция издательства ''Малыш'' отличается многообразием. Это и настольные игры, и ширмы, и книжки, и плакаты, и альбомы для раскрашивания. Сейчас находится в производстве книжка В. Лебедева-Кумача ''Про умных зверюшек''.

 

По заказу ГАИ издательство ''Малыш'' воспроизводит на школьных тетрадях отдельные, наиболее необходимые в повседневном обиходе правила уличного движения. Такие тетради, находясь постоянно на глазах ребят, безусловно, сыграют свою положительную роль в привитии им определенных навыков. Будет весьма полезно, если воспитатели в д/с обратят внимание в старшей и подготовительной группе на новое оформление тетрадей, прочитают им то, что напечатано на обложке. Издательство ''Детская литература'' по просьбе ГАИ подготовила к печати книгу ''Светофор''. В нее входят рассказы, очерки, стихи, информация, рассказы в картинках.

 

В создании книги приняли участие около 30 авторов разных специальностей и профессий. Каждому из них нашлось, что сообщить ребятам о правилах уличного движения, о технике, применяемой сейчас при регулировании движения, о транспорте, и не только современном, но и о том, который был в старину и который будет в будущем. Книга имеет оригинальное завершение. Заключительная глава ее называется ''Экзамен, который длится всю жизнь''. Что же это за экзамен? Каждый, кто прочел эту книгу является выпускником Школы Светофорных Наук. И значит ему предстоит сдавать экзамен. Но в отличие от обычных они продолжаются ни неделю и даже не месяц, а всю жизнь.

Если ''у провалившегося'' на экзамене в обычной школе или в институте есть утешение в том, что экзамен можно пересдать, то ''провалившемуся'' на вечно продолжавшемся экзамене Школе Светофорных Наук, надеяться чаще всего не на что. Тут каждая ''двойка'' может обернуться увечьем или даже гибелью сдающего. Так пусть же ученики Школы Светофорных Наук всю жизнь будут круглыми отличниками!

 

Скачать