Внеурочное занятие "Треугольник. Изготовление аппликации с использованием геометрического набора треугольников"

Занятие по математике и конструированию в 1 классе.

Цель: организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы "Конструирование из геометрических фигур".

Основные понятия: "треугольник", "конструирование".

Оборудование: счетные палочки, набор геометрических фигур(индивидуальный), геоконт, конверты для работы в паре.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир, чтение, технология, русский язык

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах;
  • отрабатывать умения детей выполнять аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу;
  • углубить представления учащихся об использовании сведений из геометрии на практике;
  • формировать представления об окружающем мире.

Ход урока

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный этап

 

Эмоциональный настрой обучающихся на продуктивную работу.

Математику, друзья.

Не любить никак нельзя.

Очень точная наука,

Очень строгая наука,

Интересная наука –

Это математика! 

Приветствуют учителя, друг друга в парах.

Настраиваются на продуктивную деятельность.

Проговаривают стихотворную речёвку друг другу

Этап актуализации знаний

Рассмотрите рисунок. На какие две группы их можно разделить? Обоснуйте свой выбор? 

Треугольники

Упражнение на уточнение представления о треугольнике и четырехугольнике, развитие конструктивных умений.

Материал: рисунок на доске.

Задание: одна из фигур лишняя. Какая? (Фигура 4, она незамкнутая) 

 

Постановка учебной задачи через знакомство со сказкой

Организует формулировку темы урока

Знакомство со сказкой: с показом на Геоконте.
Наступила осень. На волшебной поляне пожелтели листья на деревьях. По утрам и к ночи стало очень холодно, и паук Юк решил переселиться в дом малыша Гео. Там они часто играли в Геоконт, вспоминая как строить отрезки, различные углы.
Как-то вечером прилетел ворон Метр, увидел, как малыш с пауком играют в Геоконт и сказал:
- Хотите, я покажу вам фокус – сделаю из уголка фигуру?
- Что такое фигура? – спросил его Гео.
- Смотри.
2. С этими словами ворон взялся клювом за волшебную резинку с уголка и растянул ее (показ на Геоконте).
- Вот вам и фигура.
-Да, - удивился паук Юк, - такого мы ещё не делали на своем Геоконте. А какая это фигура и почему «фигура»?
- Не торопись, Юк. Давай разберемся по порядку. Вначале, что это за фигура? – сказал Метр.

– Посмотрите и скажите, из чего состоит эта фигура?
- У этой фигуры есть три угла, а с наружной стороны каждого угла – три вершины, между углами лежат три стороны, - сказал малыш Гео.
А паук добавил:
- Каждая из сторон – это отрезок, потому что у него есть начало и конец.
- Молодцы, - похвалил ворон метр, а теперь прочитайте имя каждого отрезка.
Малыш и Юк прочитали имена каждого отрезка (прочитать название первого и второго гвоздика каждой стороны треугольника).
- А как же называется эта фигура? – спросил Юк.
- Раз у неё три угла, то эта фигура называется треугольник. Вы дали название каждому из отрезков, а теперь дайте имя всему треугольнику, назвав все его углы (показ на Геоконте)

Предположите, какова тема занятия?

Какова цель нашего занятия? 

Выявляют  и проговаривают во внешней речи   проблему.

 

Это тоже замкнутая ломаная.

Это многоугольник.

Это треугольник.

 

У этой фигуры три вершины, три отрезка (стороны), три угла.

Треугольник.

 

Узнать, что такое треугольник.

 

Открытие детьми нового знания

Что вы можете сказать об этой фигуре?

Почему вы считаете, что это треугольник?

А теперь попробуйте с помощью пластилина и палочек смоделировать модель треугольника и прикрепить её на лист.

Какие треугольники у вас получились?
- Одинаковые! 
- Почему? Сравните с соседями по парте, почему у них больше? 
- Палочки длиннее, поэтому у них больше, чем у нас.

Фиксируют новое знание в речи и знаках. Обобщают новые знания. 

У этой фигуры три стороны, три вершины, 3 угла.

Треугольник – это геометрическая фигура, у которой три стороны, три вершины, три угла.

Освоение нового материала

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Предложить выложить на ковре треугольники из цветных полосок разной длины.

Каждая группа сейчас обсуждает, как она будет изображать треугольник: в объёме, или лежащим на плоскости, для этого можно использовать наш математический ковёр-самолёт.

Не забудьте, что вы должны выбрать в своей группе тех, кто выйдет нам это показывать, а может быть какой-то группе нужны будут все её участники. Внимательно слушаем задания для групп.

1 группа: ваше тело – вершина треугольника, а руки – его стороны.

2 группа: всё ваше тело – это сторона треугольника.

3 группа: каждый из вас – это точки, лежащие на сторонах треугольника. 

Работа в группе

Усвоение нового способа действия

Включение в систему знаний и повторение

"Конструкторы" (творческая работа)

Карандаш и точка приглашают нас в конструкторскую мастерскую.

- А кого мы называем конструкторами?

- Да, конструкторы - люди занимающие изобретением всевозможных машин.

Чтобы конструировать машины, строить дома нужно много знать, многому учится.

С первых школьных дней мы учимся читать, писать, считать. На уроках математики мы изучаем геометрический материал. Теперь вам, наверное, понятно, для чего его изучают. Действительно, без знаний геометрии не обходятся ни конструкторы, ни строители, ни изобретатели.

Карандаш и Точка приготовили для каждого из вас наборы геометрических фигур. Сейчас мы на некоторое время превратимся в конструкторов. Включите свою фантазию, подумайте, что можно составить из данных геометрических фигур и приступайте к конструированию.

(Учащиеся, которые изобретают ту или иную конструкцию, объявляются конструкторами автомобиля, ракеты, снеговика, крана и т. д.) 

            Работа в паре

 

Итог урока. Рефлексия деятельности

 

- Знаете, ребята, что в природе существует один загадочный треугольник. Он называется Бермудский. Его назвали так, потому что его местоположение связано с Бермудскими островами, а территория напоминает треугольник по форме. В этом месте пропадают корабли и другие суда, исчезают люди. Это загадка природы, не разгаданная пока человеком. Может быть, когда вы вырастете, кому-нибудь из вас удастся разгадать тайну Бермудского треугольника. А пока вспомните, какую цель мы намечали в начале урока? Как вы думаете, достигли мы её? Я тоже думаю, что вы теперь никогда не перепутаете треугольник с другими фигурами.

Самооценка результатов деятельности, осознание способа построения

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!