Конспект урока составлен для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы с умеренной умственной отсталостью. Возраст воспитанников 9-12 лет.
Задачи урока:
- Развивать умение составлять из геометрических фигур модель птицы, учить переливать воду с помощью пипетки, формировать навык сортировки мелких предметов (семян подсолнечника, фасоли, гороха) различными способами; уточнять, расширять и активизировать словарный запас по теме «Птицы», закреплять в речи обобщающее понятие;
- Способствовать коррекции и развитию общей и мелкой моторики, координации движений рук, мыслительной деятельности, пространственной ориентировки, внимания, воображения, памяти;
- Воспитывать умение сопереживать, стремление оказывать посильную помощь птицам в зимний период (насыпать корм в кормушки).
Оборудование: электронная презентация «Трудно птицам зимовать», семена подсолнечника, фасоли, гороха; бельевые прищепки, медицинские пипетки, иллюстрации и фотографии зимующих птиц, раздаточный материал – геометрические фигуры.
Ход урока:
1. А) Организационный момент;
Б) Психолого-педагогический настрой:«Паутинка счастья»
Настроение у нас отличное,
А улыбка – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра
Ведь начинать урок пора.
- Начнём урок мы с пожеланий друг другу, для этого попрошу всех ребят выйти к доске. (Дети выходят к доске - передают «волшебный клубочек» друг другу, говоря при этом слова).
2. Актуализация имеющихся знаний: Время года: зима.
(Зимние месяцы, признаки зимы, погода зимой, зимняя одежда, …)
3. Сюрпризный момент: «Волшебный снежок» - разбросать скомканные бумажные листы.
- Задание – поднять, развернуть, разровнять, разгладить лист бумаги.
- У кого что изображено на листе? Как назвать одним словом?
Словарная работа – птичья стая.
- Ваши птицы собираются в стаю – выйдите к доске и прикрепите прищепками листы на верёвочку.
- Из предложенных фотографий выберите, покажите и назовите ту фотографию, которая соответствует изображению вашей птицы на листе.
- Называние и показ учащимися частей тела птицы – голова, туловище, крылья, хвост, лапки, клюв, глаза.
4. Предметно-практическая деятельность: конструирование из счётных палочек и геометрических фигур моделей птички и солнышка.
- Посередине парты – птичку (положить большой овал, слева к овалу приложить круг, добавить треугольники).
- В правом верхнем углу – солнышко (круг, лучи-счётные палочки).
5. Просмотр презентации «Трудно птицам зимовать». Беседа по содержанию.
6. Сообщение темы, целей урока: Помогите птицам!
Физминутка:
7. Беседа по теме: – Давайте вспомним, что едят птицы? Что такое кормушка? (словарная работа: кормушка) Есть ли корм в кормушках? Как часто нужно насыпать корм в кормушки?
Упражнения для кистей рук.
8. Практическая деятельность учащихся:
- Посмотрите как птички клюют корм. Учитель показывает, а затем с учениками проводят самомассаж ладошек - упражнение на пощипывание ладони (птицы клюют корм).
А) Задание: Рассортировать: горох, фасоль и семечки в отдельные ёмкости. (Дифференцированное задание: 1 группа - с помощью прищепок, 2 группа – руками).
- Птицам нужна и вода, они тоже пьют, так же как и мы с вами. Как же они это делают?
Упражнения для пальцев:
Посмотрите – бочка,
Посмотрите – птичка.
Птичка острым клювом
Ловко пьёт водичку.
Б). Задание: Нужно пипеткой перелить воду из стаканчика в крышечку. (Словарная работа: пипетка. Для чего она нужна?)
9. Домашнее задание: насыпать в кормушки крошки пшеничного хлеба, семечки (нежареные).
10. Оценка деятельности учащихся.
11. Рефлексия.