Приемы ассоциативного мышления в технологии продуктивного чтения на примере произведения В. Ю. Драгунского "Друг детства"

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии.

Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст, извлекать информацию из текста, проводить его анализ.

Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трехступенчатый процесс:

  • работа с текстом до чтения;
  • работа с текстом во время чтения;
  • работа с текстом после чтения.

Помимо этого я ставлю перед собой задачу: научить учащихся мыслить ассоциативно. С точки зрения психологии это целая наука. Термин введен в 1698 году Дж. Локком. Мышление человека устроено таким образом, что любой предмет окружающей действительности ассоциативно связывается с определенными понятиями, объектами. Для человека иногда достаточно взглянуть на какую-то вещь, чтобы запустить механизм воспоминаний, связанных с данным предметом.

И порой путь изучения художественного произведения – это путь, который должен пройти ученик от видимого (предметов, событий) к невидимому (внутреннему миру героев, мотивации их поступков, идее произведения).

Цель, которую я ставлю перед собой, – добыть основную мысль произведения через ассоциативные образы, прочувствовать настроение героя рассказа и познать свои чувства, вызванные прочитанным текстом. Итак, рассмотрим приемы ассоциативного мышления в технологии продуктивного чтения на примере произведения В. Ю. Драгунского "Друг детства".

Работа по тексту до чтения

На стуле сидит старый большой потрепанный медведь с разными глазами: пуговица от наволочки и свой глаз. Далее возможен следующий диалог:
- А какие ассоциации вызывает у вас этот медведь? (Ответы: игрушка, первый друг, первая игрушка)
- Почему у медведя разные глаза? (Ребенок играл постоянно, глаз оторвался и потерялся, были внимательны к игрушке - пришили другой глазик, дорожили ей)

После этого демонстрация боксерских перчаток и продолжение диалога:

- А что приходит вам в голову сейчас? (Ответы: спорт, другие интересы у ребенка появились, хобби)
- Исходя из возникших ассоциативных рядов по этим двум предметам, можете ли вы предположить, о чем пойдет речь на нашем занятии?
- Очень здорово, действительно, мы будем с вами говорить о произведении Виктора Юзефовича Драгунского "Друг детства".

- О чем вы подумали, прочитав название рассказа? (У каждого есть друг детства. Наверное, рассказ о дружбе двух мальчиков)
- Если посмотреть на предметы, которые я вам представила, можете ли вы предположить содержание рассказа? (У мальчика был медведь, которого он любил. Мальчик подрос и увлекся боксом, позабыв о любимой игрушке)
- А теперь обратимся к тексту и сравним содержание рассказа с нашими предположениями.

Работа с текстом во время чтения

Виктор Драгунский "Друг детства"

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже.

То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксером.
Я сказал папе:
- Папа, купи мне грушу!
– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши.
И он оделся и пошел на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:
– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.
И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:

– Вот. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!
Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый и у него были разные глаза: один – его собственный, а другой – из пуговицы от наволочки.
И он расставил ноги и выставил мне навстречу свои лапки...

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил… (остановка в чтении текста)
- Как вы думаете, что вспомнил мальчик? И как образы, представленные в начале урока могут помочь нам? (продолжение чтения)
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим Мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей.

И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...
– Ты что? – сказала мама. – Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно.
– Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.
- Совпали ли ваши предположения до чтения текста и после чтения?
- Что нам помогло понять это? (Ассоциации)

Работа по тексту после чтения

Задания для групп

1 гр. - Представьте, что вы тот самый Медведь, которого только что достали из корзины и бросили на диван. Расскажите о ваших мыслях от лица Медведя. (Записывают свои предположения)
(Ответ: Как радостно! Неужели обо мне вспомнили! Или, может быть, меня кому-то подарят?)

2 гр. - Вы тот же самый Медведь, которого уже достали из корзины, бросили на диван, посадили перед мальчиком и он стоит перед вами в боксерских перчатках. Расскажите о ваших мыслях от лица Медведя.
(Ответ: Дениска! Мой милый мальчик, мой хороший друг детства! Хочешь потренироваться на мне? Давай, дружок, я готов! Ну же, бей!)

Работа с залом

- Продолжите, пожалуйста, предложения:
Эта история о ... (дружбе, взаимоотношениях)
Значит, главная мысль рассказа в том, что… (нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные)

- Наверняка, после прочтения текста у каждого из нас возникли воспоминания о своем лучшем друге. Может это домашний питомец, близкий человек или же игрушка. Давайте же отыщем в своей голове образы, столь приятные нам при воспоминании.

Метод интеллект карт

- Из зала я бы попросила выйти участников, желающих отыскать подобные образы. Я предлагаю вам метод интеллект карт, разработанный Тони Бьюзеном. Это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, дающий импульс к рождению множества ассоциаций. Эти ассоциации становятся центральным образом, но уже для другого ассоциативного процесса. (Даю пример)

Ассоциация понятия "Дружба"Ассоциация понятия "Дружба"

- Я предлагаю вам вспомнить своего лучшего друга. Охарактеризовать его рисунком или одним словом, размещенным в блоки. От блоков можно сделать блоки поменьше. А мы потом попробуем информацию, указанную вами в рисунке, превратить в текст и предположить, кто же ваш друг.
- Пока работают с интеллект картами, послушаем фокус группу и участников из зрительного зала. (Напоминаю задание, читают свои ответы)

- Проверка интеллект карт.
- Данное упражнение убедило нас в том, что ассоциации - это процесс индивидуальный, но толчок нам дало ключевое слово сегодняшнего мастер класса (Дружба)
Вывод: круги Эйлера.

Круги Эйлера

Размер:
79.82 Kb
Скачали:
14