Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов младших школьников

Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов для учащихся начальных классов «Учимся играя», с методическим обоснованием.

Методическое сопровождение, обоснование заданий.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы окунёмся в волшебный мир в котором нашими проводниками будут всем вам известные и любимые Маша и Медведь. Они познакомят вас с увлекательными и очень интересными заданиями и помогут в их выполнении. С их помощью вы увидите, что обучение может быть интересным и захватывающим. А теперь мы отправляемся в мир заданий.

1 здание: Ребята, давайте поможем Маше, она нечаянно испортила картинку Миши и просит нас ей помочь восстановить её.

- Ребята, давайте откроем нашу тетрадку и найдём первое задание. Прочитайте внимательно задание и выполните его.
- Какие вы все молодцы, вы справились очень хорошо.

2 задание: Из-за переживаний Маша очень расстроилась и чтобы поднять своё настроение, она решила прогуляться в лесу и половить бабочек. Миша решил составить ей компанию и заодно пофотографировать её. Вернувшись, домой, Миша увидел, что две фотографии отличаются друг от друга, но не понимает в чём.
- Давайте откроем второе задание и поможем ему найти эти отличия. Возьмите в руку карандашик и обведите отличия в кружок.
- Вы просто молодцы, нашли все отличия. Без вашей помощи Миша не справился бы с этим.

3 задание: Пока мы с вами искали отличия, Маша увидела около дома ещё одну бабочку и пошла её ловить. Но у нее это не особо получается. Как же ей помочь ребята?
- Я придумала, а давайте-ка мы с вами сами поймаем её. Для этого откройте третье задание и найдите путь к бабочке, чтобы его запомнить обведите его карандашом.
- Вы прекрасно справились с этим заданием.

4 задание: Маша решила вас проверить и передала мне одну картинку. Ей интересно насколько хорошо вы знаете, как они с Мишей выглядят. У каждого из вас в тетрадке есть эта картинка. Давайте найдём на ней Машу и Мишу и обведём их по контуру.
- Вы просто великолепно справились с этим заданием. Молодцы!

5 Задание: Ребята, пока Маша вас проверяла, Миша ушёл, а Машу не предупредил. Маше стало очень интересно, куда он ушёл без неё, и она решила его догнать. Когда Маша вышла, она увидела следы и пошла по ним. Но вот беда их очень много и ей тяжело решить, куда именно пойти.
- Давайте откроем задание номер пять, и поможем ей добраться до Миши.

Физминутка

- Ребята, а теперь нам пора отдохнуть. Давайте все встанем и немного разомнёмся. Повторяйте движения за мной.
Мишка по лесу гулял, (идем вперевалочку)
Мишка ягоды искал.

Вот так, вот так (ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
Мишка ягодки искал.
Сладку ягодку малинку
Положил в свою корзинку
Вот так, вот так. (собираем ягоды и складываем в «корзинку»)

Положил в свою корзинку.
Как малинкой угостилися,
Так на травке развалился.
Вот так, вот так (гладим себя по животику)

Так на травке развалился.
А потом Мишка плясал
Лапки к верху поднимал
Вот так, вот так. (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)
- Молодцы , садитесь.

6 задание: Когда Маша нашла Мишу, к ней на голову прыгнуло неведанное чудо. Ей хочется узнать о нём побольше.
- Давайте попробуем рассказать ей кто это, какого оно цвета и где оно живёт. И если вы ещё что-то знаете о нём, то вы можете дополнить свой рассказ. (Если дети не смогут ответить на эти вопросы, задавайте им наводящие вопросы)
- Молодцы, вы очень много смогли рассказать о лягушке Маше.

7 задание: Знаете, однажды Миша рассказала Маше, что не все животные меняют шубку зимой. Она очень заинтересовалась этим вопросом и просит ей помочь разобраться в этом.
- А вы знаете, какие животные не меняют шубку зимой?
- Я хочу предложить вам задание, в котором вы должны будите обвести в кружок тех зверей, которые не меняют шубку зимой.
- Какие же вы молодцы и все то вы знаете.

8 задание: Ребята, а вы знаете, кто это? (показывает картинку, на котором нарисован ёжик)
- А что у него на спине?
- Правильно это грибы, Маша хочет сосчитать их, но у неё это плохо получается. Давайте сосчитаем, сколько у ёжика их на спинке и поможем Маше.
- Я удивлена, вы очень быстро справились с этим заданием.

9 задание: Ребята, знаете, что я увидела? Я увидела тень Маши, когда она ловила бабочку. Двигаясь за бабочкой, теней Маши стало намного больше, чем было. Поможете мне найти Машу как на картинке (показывает картинку Маши, которую нужно найти среди теней).

- Спасибо вам ребята вы просто превосходно справились со всеми заданиями. Без вашей помощи Маша точно сделала бы что-нибудь не так. Наше занятие подошло к концу.
- Вам понравилось помогать Маше и Мише?
- Ну, тогда это ваша не последняя встреча.

Обоснование заданий

1) Рисование по точкам - развитие образного и пространственного мышления, усовершенствование мелкой моторики и выработка навыков ориентировки на листе с помощью глазомера.
2) Найди отличия между двумя картинками - развивает внимание, усидчивость, зрительную память, умение логически мыслить и анализировать.

3) Помоги Маше добраться до бабочки - дети смогут научиться логически прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты, анализировать, развивать внимание.

Если у ребенка возникнут такие проблемы, мы рекомендуем упростить задание, но только на одну ступень.

  • Ребенок следит за линией только глазами.
  • Ребенок следит за линией, ведя по ней палочкой или пальцем.
  • Ребенок следит за линией и одновременно рисует по ней карандашом или ручкой (в этом случае лучше для каждой линии подбирать свой цвет).

4) Найди Машу и Мишу. Обведи их по контуру- это задания помогает развитию внимания, памяти, мышления и усидчивости ребенка.

Можно усложнить это задания прося ребенка рассказать про эмоции на лице Маши и Миши.

5) Помоги Маше добраться по геометрическим фигурам до Миши – развивает пространственное мышление через визуализацию геометрических объектов.

6) Кто сидит на голове у Маши? Расскажи какого она цвета, где она живёт- у ребёнка развивается логическое и абстрактное мышление, ребёнок учится создавать логическую цепочку своих мыслей и показывает грамотность и красоту своей речи.

7) Какие звери не меняют шубку зимой, найди этих зверей и обведи их - развивает речь, обучает видению взаимосвязи в окружающем мире.

8) Посчитай, сколько грибов на ёжике. Ответ запиши в окошечко - у ребёнка развивается представление о том, что считать предметы можно в любом направлении; развивается внимание и восприятие, при просмотре картинки; речь при ответе и наблюдательность

9) Найди тень Маши. Ответ напиши в окошечко - развивает у детей наблюдательность, внимание, усидчивость. Определяя по тени предметы, ребёнок учится точнее воспринимать их форму, у него формируется скорость реакции, логическое и геометрическое мышление.

Примечание: Для развития мелкой моторики, детей можно попросить раскрасить все чёрно-белые картинки.

Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов младших школьников 

Автор: Абдуллина Галия Илдаровна, Бегина Екатерина Юрьевна, Медведева Елизавета Валерьевна, Назарова Дарья Дмитриевна, ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», г. Дзержинск, студентки
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!