Конспект открытого урока предметно-практической деятельности для 4 класса (для детей с умеренной умственной отсталостью) «Научился сам, научи другого!»
Задачи урока:
Образовательные: Формировать навык ухода за одеждой в процессе предметно-практической деятельности; развивать умение застёгивать и расстёгивать пуговицы разной величины, застёжки-липучки, застёжки-молнии;
уточнять, расширять и активизировать словарный запас по теме «Одежда» через просмотр презентации, ответов на вопросы, закреплять в речи обобщающее понятие.
Коррекционно-развивающие: Способствовать коррекции и развитию мелкой моторики, координации движений рук, мыслительной деятельности, внимания, памяти.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимовыручку.
Социализация: Умение в домашних условиях самостоятельно складывать свои вещи, стирать носки и носовые платки, застёгивать застёжки на одежде при одевании.
Оборудование: электронная презентация «Уход за одеждой», рамки-застёжки, бельевые прищепки и верёвка для белья, щётки для одежды, манекен, пластмассовые бутылки, пластмассовые контейнеры, носовые платки, разрезные картинки по теме «Одежда», литературный персонаж «Человек рассеянный с улицы Бассейной».
Тип урока: комбинированный.
Предварительная работа: Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Жил человек рассеянный»
Место проведения: комната Монтессори.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок, к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и покажем всё, чему научились.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все видят и замечают, ушки не просто слушают, а все слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперед мысли. У вас на партах лежат смайлики грустный и веселый, покажите какое у вас сейчас настроение. Настроение отличное, значит мы можем начинать наш урок!
2. Актуализация имеющихся знаний
- Какое сейчас время года?
- Перечислите, какую одежду мы сейчас надеваем? Почему? (потому что холодно)
3. Сюрпризный момент
- Ребята, вы слышали стук в дверь? Мне кажется, что кто-то неправильно оделся, замёрз и пришёл к нам погреться. Давайте посмотрим, кто это? (Входит Человек рассеянный с улицы Бассейной).
- Ребята, вы узнали, кто это? (ответы детей)
- Расскажите, пожалуйста, что вас привело к нам.
ЧР. - Я человек рассеянный с улицы Бассейной.
Сел я утром на кровать, стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки, оказалось это брюки!
Надевать я стал пальто - говорят мне все: «Не то!
Стал натягивать гамаши - говорят вокруг: «Не ваши!»
Вместо шапки на ходу я надел сковороду.
Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки.
У.- Ах, какой рассеянный с улицы Бассейной!
- Помогите мне, ребята! Научите правильно одеваться и ухаживать за своей одеждой.
У.- Ну что, ребята, поможем этому рассеянному человеку?
- Присаживайтесь на стул, смотрите и слушайте! А мы покажем всё, что знаем и умеем.
- Ребята, у вас на партах лежат пакеты. Откройте их и посмотрите, что там лежит (разрезные картинки).
- Задание: сложить разрезную картинку (индивидуальный подход).
- Что изображено на картинках? (Называние учащимися составленного предмета одежды и его назначение).
- Как назвать эти предметы одним словом?
Словарная работа – одежда.
4. Сообщение темы, целей урока
- Сегодня на уроке мы попытаемся помочь нашему гостю- будем учить его правильно одеваться и ухаживать за одеждой. И начнём мы с застёгивания пуговиц, застёжек-липучек, застёжек-карабинов, застёжек-молний, завязок.
5. Предметно-практическая деятельность
Работа с рамками-застёжками (индивидуальный подход) (Дети показывают ЧР, как правильно застёгивать различные застёжки)
- А теперь, чтобы вспомнить то, как ухаживать за одеждой, предлагаю посмотреть презентацию.
6. Просмотр презентации «Уход за одеждой». Беседа по содержанию.
- И так, чем мы занимались? (работали с рамками-застёжками, смотрели презентацию).
– Давайте ещё раз вспомним, как нужно ухаживать за одеждой? (словарная работа: чистка, стирка, глажка, хранение в шкафу)
- Что для этого нужно? (Щётка для одежды, стиральный порошок кондиционер для белья, утюг)
- А сейчас давайте немного отвлечёмся и проведём физминутку.
7. Физминутка
Это платье для Наташки (Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе).
Красные горошки (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах)
А на платье два кармашка, («Рисуют» на животе кармашки)
Спрячем в них ладошки. (Прикладывают обе ладошки к животу)
8. Практическая деятельность учащихся
- Ребята, как вы думаете, если бы Человек рассеянный умел правильно ухаживать за своей одеждой (чистил, складывал на место), с ним бы случилась такая неприятность? (Нет). Ну тогда давайте его этому научим!
- Работы у нас много. Для того, чтобы всё сделать быстро и качественно, нам нужно разделиться на группы (бригады)(дифференцированное задание)
1 бригада. Задание: чистка одежды щёткой;
2 бригада. Задание: складывание одежды в шкаф. (Дети показывают ЧР, как правильно чистить одежду щёткой и складывать в шкаф)
- Кроме чистки и складывания, одежду нужно ещё и стирать.
- Давайте перечислим ещё раз, какие средства мы для этого используем (стиральный порошок, мыло, кондиционер). Как вы знаете, одни средства - порошкообразные, другие - жидкие. И сейчас мы покажем, как умеем насыпать порошок, но пока потренируемся на манке. А также поупражняемся в открывании и закрывании флаконов от жидких средств.
1 бригада. Задание: Ложкой пересыпать манку из одного стаканчика в другой.
2 бригада. Задание: Открывание и закрывание флаконов и контейнеров от средств для стирки белья. (Дети показывают ЧР, как насыпать порошок и откручивать флаконы от жидких средств)
- А теперь давайте подготовим наши руки для ручной стирки и сделаем для этого упражнение «У Матрёшкиной сестрицы»
9. Упражнения для пальцев: «У Матрёшкиной сестрицы...»
У Матрёшкиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.
По деревне небылицы:
Ходит утка в юбке, (На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших)
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками)
Корова в рогоже.
- Мы всё подготовили для стирки и сейчас ею займёмся. (дети переходят в моечную)
Задание: Стирка носовых платков (по бригадам)
1 бригада. Задание: замачивание и стирка носовых платков;
2 бригада. Задание: полоскание и развешивание на верёвке носовых платков с использованием прищепок. (Дети показывают ЧР, как стирать носовые платки)
ЧР: - Спасибо вам, ребята! Сегодня я многому у вас научился. Теперь я знаю, как правильно застёгивать пуговицы, застёжки, липучки, выполнять шнуровку. Вы научили меня содержать свои вещи в порядке: чистить, стирать, аккуратно складывать. Теперь у меня всё будет хорошо. Ещё раз большое спасибо! А сейчас нам пора прощаться. Мне нужно спешить домой, наводить порядок в своих вещах. До свидания!
10. Домашнее задание: самостоятельно постирать свои носки, носовой платок.
11. Оценка деятельности учащихся
- Спасибо, ребята, вы сегодня хорошо поработали и помогли нашему гостю. И это самое главное - помогать другим.
12. Рефлексия
- Скажите, чему вы сегодня научились?
- Какое у вас сейчас настроение. Поднимите смайлик, который ему соответствует.
- Урок окончен. Всем спасибо!