Автор: Субботина Татьяна Валентиновна, воспитатель, МКС(К)ОУ С(К)ОШИ № 39 III-IV вида, г. Новосибирск
Развитие мелкой моторики и осязания как необходимая основа успешного владения навыками чтения и письма по Брайлю.
Цель:
1. Продолжить формирование умения и навыков осязательного восприятия предметов;
2. Совершенствовать приемы выполнения предметно - практических действий;
3. Способствовать развитию ручной ловкости.
Задачи:
- мобилизовать деятельность сохранных анализаторов;
- формировать представление о форме, объеме, размере, и качестве предметов;
- обогащать опыт незрячих и слабовидящих детей для самостоятельного обучения предметным действиям и на его основе – использованию прошлого опыта;
- стимулировать познавательные действия слабовидящих и незрячих детей с целью формирования у них приемов осязательного восприятия объектов;
- формировать навыки и умения выполнять практические действия;
- расширять специальные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- развивать образность и точность мышления, умение обобщать мысли;
- совершенствовать практическую деятельность
Организационная структура занятия
Этапы занятия |
Время |
Оборудование |
Методы и приемы работы |
1. Оргчасть - Приветствие гостей. - Представление учащихся. - Сообщение темы, целей занятия. |
30 минут |
Для самомассажа Массажеры круглые (большой, малый); эспандеры (пружинный, игольчатое кольцо). Для упражения: Прищепка, «волчок», лента с держателями, нитка с бусинками, звенья для цепочки. Приборы: «Графика», «Школьник». Пластиковые книжки с рельефными картинками; приборы для письма, грифели, прибор прямого чтения, печатная машинка по брайлю. |
Словесный: беседа, объяснение, инструктаж. Наглядный: демонстрация оборудования. Практический: Упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах, манипуляции мелкими предметами и т.п.). Работа с брайлевской книгой, рельефным рисунком и планом, специальными приборами для незрячих. |
2. Самомассаж рук - Ручной – крепкое поглаживание – растирание руки рукой поочередно от кончиков пальцев к запястью. - Круглым масссажором (большим и малым) ладоней рук - Пружинным массажором пальцы рук (поочередно). Игольчатым эспандером пальцы и ладони рук с нажатием различной силы. |
|||
3. Упражнения на развитие ручной ловкости - Упражнения без предметов. - Упражнения с прищепкой. - «Волчок». - Наматывание ленты. - Пересчитать бусины. - Собрать цепочку. |
|||
4. Работа с прибором «графика» - Создание план расстановки мебели в кассе и обозначение своего рабочего места. - Геометрическая задача на смекалку. |
|||
5. Работа с прибором «школьник», «прочитай рисунок» |
|||
6. Работа с брайлевской книгой - Рассматривание рельефных рисунков. - Ориентировка в книге. - Чтение текста. |
|||
7. Письмо по брайлю - Виды грифелей. - Виды приборов. - Печатная машинка. - Письмо с заданием. |
|||
8. Итог |
|
|
|
9. Заключение |
|
|
|