Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования»
В программу входят:
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. Согласно Международной конвенции о правах ребенка (принята ООН 5 декабря 1989 г. и ратифицирована Верховным Советом СССР в декабре 1989 г.) ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако статистика часто выделяет категорию детей – до 12 лет, и подростков – от 12 до 16 лет.
По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет.
Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.
В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.
Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
Повлиять на ситуацию должен Федеральный закон РФ от 7 мая 2009 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях».
Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим Краевым институтом повышения квалификации работников образования разработана «Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы (интегрированный курс)»
За основу для разработки данной программы взяты рекомендации Минобрнауки 2007 г. по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-20012 гг.»
Цели программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений края, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах края с учетом внесенных изменений в правила дорожного движения и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:
В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг.
Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.
Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.
В рабочих материалах по профилактике ДДТП, подготовленных сотрудниками ГИБДД, приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них.
Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется.
Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».
Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога.
Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.
Среди учащихся лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков.
Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.
Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении учащихся в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.
Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у учащихся знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности. Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для учащихся целесообразно проводить по пяти направлениям:
Настоящая программа является примерной, определяющей вариативный компонент содержания курса ОБЖ и «Окружающий мир» с 1 по 4 классы (10 часов). С 5 по 11 класс (10 часов) в курсе ОБЖ как вариативный компонент и обучение правилам дорожного движения на классных часах с 1 по 11 классы (10 часов).
В программе даны перечни практических работ, игр, которые учитель может заменить или дополнить другими, выполняющими те же задачи обучения, развития и воспитания учащихся. Рекомендуется равномерно распределять темы в учебном году, некоторые занятия приурочивать к концу четверти и проводить в виде урока-инструктажа перед каникулами.
В рабочих программах возможны изменения и дополнения с учетом местных условий, учебно-материальной базы.
Для успешной реализации программы необходимо:
Основными направлениями изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:
Непрерывная подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении осуществляется:
Во внеурочной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма нужно руководствоваться принципами познавательности, убедительности проводимых мероприятий. Работа по изучению Правил дорожного движения должна строиться с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей.
Так, следует помнить, что у младших школьников слабо развиты глазомер и боковое зрение, нет навыка определения источника и направления тех или иных звуков; дети младшего школьного возраста не умеют быстро реагировать в критической ситуации, напротив, они теряются, не зная, какие меры предпринять.
С целью достижения положительных результатов необходимо проводить систематическую работу в данном направлении. С учащимися-нарушителями ПДД следует организовать профилактическую деятельность по разработанному плану. Возможно более активное привлечение отрядов юных инспекторов движения к деятельности по пропаганде изучения Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Каждый учебный день должен оканчиваться минуткой безопасности. Причем, очень важно не относиться к этому формально.
Изучая Правила дорожного движения, отрабатывая изученное на практике, дети и подростки непременно должны осознавать важность изучения и соблюдения Правил дорожной безопасности. Они должны твердо усвоить, что соблюдение Правил дорожного движения – необходимое условие сохранения жизни и здоровья как самих обучающихся, так и окружающих их людей.
Тематический план 1 класс (10 часов)
№ п/п |
Тема |
Рассказ, беседа |
Работа с учебной книжкой |
Игра |
Экскурсия |
Повторение |
Всего |
1. |
Город, район в котором мы живем. |
15 мин |
15 мин |
|
60 мин |
|
2 ч |
2. |
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт. |
20 мин |
20 мин |
|
|
5 мин |
1 ч |
3. |
Какие опасности возникают на улицах и дорогах. |
20 мин |
15 мин |
|
|
10 мин |
1 ч |
4. |
Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор. |
10 мин |
10 мин |
20 мин |
|
5 мин |
1 ч |
5. |
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. |
15 мин |
10 мин |
15 мин |
|
5 мин |
1 ч |
6. |
Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения? |
20 мин |
20 мин |
|
|
5 мин |
1 ч |
7. |
Пешеходный переход. Что такое перекресток? |
15 мин |
10 мин |
15 мин |
|
5 мин |
1 ч |
8. |
Что означают дорожные знаки. |
15 мин |
20 мин |
|
|
10 мин |
1 ч |
9. |
Заключительное занятие по пройденному материалу. |
|
|
|
1 ч 15 мин |
15 мин |
2 ч |
Занятие 1.
Тема: Город, район, в котором мы живем.
Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. Научить первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся машин, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку.
Содержание:
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 2.
Тема: Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт.
Цель занятия: сформировать у учащихся некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные – безопасные и неправильные – опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке – тетради.
Содержание:
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 3.
Тема: Какие опасности возникают на улицах и дорогах ?
Цель занятия: формировать, развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
Содержание:
Работа с учебной книжкой – тетрадью.