Конспект урока русского языка в 3 классе "Единственное и множественное число имен существительных"

Цель урока: научиться определять число имен существительных и изменять имена существительные по числам.

Задачи:

  • Углубление знаний об именах существительных.
  • Воспитание аккуратности, взаимопомощи, уважительного отношения друг к другу.
  • Развитие речи.

Оборудование: проектор, ПК, презентация, карточки для групповой работы, раздаточный материал, кластер, смайлики.

Рабочие материалы для обучающихся: тетради, учебник (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Ход урока

Орг. момент

Начинаем наш урок русского языка.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо,
Все легонечко вздохнем,
Урок русского начнем.

Чистописание

Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнем сейчас писать.
- Найдите одинаковый звук в словах: Радость, дружба, красота – это радует тебя.

Пословица: При солнце тепло, при Родине добро.
- Объясните значение пословицы.
- Что такое Родина? Объясните лексическое значение этого слова.

- Частичкой Вашей Родины является и школа.
- Устно составьте предложения со словом ШКОЛА.
- Подберите однокоренные слова к слове школа, выделите корень.

- Звонок, который звенит в школе (школьный)
- Ребенок, который ходит в школу (школьник)
- Какой звук вы услышали? (р)

- Дайте характеристику этого звука. (согласный непарный, звонкий непарный)
- Какой буквой обозначается этот звук? (эр)
Запись букв: Р рер.

Словарная работа

Прочитайте. Запишите слова, вставляя нужную букву.

Р...бята, н...род, М...сква, ру...кий, Р...ссия.

- Что общего у этих слов? (Имена существительные)
- На какие группы мы можем разделить эти слова. (Одушевленные и неодушевленные)
- На какие вопросы отвечают одушевленные (неодушевленные) имена существительные?

- Кого можно отнести в группу одушевленных предметов? (Люди, животные)
- На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?
- Что отнесем в группу неодушевленных предметов? (Все остальные предметы, которые не являются людьми и животными. Собственные и нарицательные)

- Какие имена существительные относятся к собственным? (Имя, отчество, фамилии и т.д.)
- Какие имена существительные относятся к нарицательным? (все остальные имена существительные)

Подготовка к работе на основном этапе

Работа с панно: карандаш, кисточка, палитра, доска.
- Прочитайте слова. Что общего у этих слов?
- Измените форму данных имен существительных. В каком числе получились имена существительные?

- Назовите имена существительные в единственном (множественном) числе.
- Определите тему урока.

Тема урока: "Единственное и множественное число имен существительных"

Цель: изменять имена существительные по числам, учиться определять число имен существительных.

- Ребята, кто помнит, какие слова у нас были на панно?
- Каке слово лишнее? Почему? (доска, 2 слога)

Следующее задание нас ожидает на доске. Благодаря этому заданию мы узнаем, как с помощью изменения формы числа имени существительного можно писать правильно и грамотно. На доске записаны слова:

сосны с ... сна
хлеба хле ...
грибы гри ...
травы тр ... ва

- По какому признаку слова объединены в группы?
- Вставьте пропущенные буквы, используя проверочные слова первого столбика.

- Сделайте вывод: как изменение формы числа имени существительного может помочь в правописании?
- Сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена существительные по числам и использовать это при подборе проверочных слов.

Работа в парах
Подберите проверочное слово, изменив его форму. (Работа по карточкам)
Сличение с образцом

… - л...сток
… - м...лок
… - стр...на
… - расска...

Физминутка
Ребята, мы хорошо поработали, давайте отдохнем.

Усвоение знаний и способов действий. Работа по учебнику

Упр. 109, с. 63 (Комментированием)
- Какая форма числа являлась проверочной для слов первой группы?
- Какая форма числа являлась проверочной для слов второй группы?

Закрепление знаний и способов действий. Работа с метками

- Что изображено на метке № 3? (глобус)
- Определите число данного имени существительного. Измените его форму.
- Что изображено на метке № 5? (карандаши)
- Определите число данного имени существительного. Измените его форму.

Самостоятельная работа
Разделить слова на две группы.
- Мальчикам выписать слова в единственном числе, а девочкам во множественном.
Ученики, перемена, учитель, альбом, книги, уроки, ответы, задача.

Применение знаний и способов действий

1 группа
Найдите лишнее слово.
Дока, стулья, парта, стол.
Дети, школьник, родители, дежурные.
Дневник, тетради, учебник, ручка.

2 группа
Подберите проверочное слово, изменяя имена существительные по числам. Вставьте пропущенную букву.
… - ст...кло
… - д...жди
… - к...льцо
… - к...тята

3 группа
Подберите проверочное слово, изменяя имена существительные по числам. Вставьте пропущенную букву.
… - бере...
… - алма...
… - гру...
… - тетра...ь

4 группа
Вставьте нужные имена существительные, укажит
Прозвенел ______. В класс вошли дружные _______. Начался долгожданный _______. Все задания на уроке ______ выполнили правильно.
- Вы сегодня тоже на уроке все задания выполняли правильно и точно.

Обобщение и систематизации знаний. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?
- Для чего надо знать это правило?

Рефлексия учебной деятельности

Оцените свою работу на уроке, используя сигналы светофора.

  • Зеленый цвет – если на уроке вам было все понятно и вы сможете объяснить другому.
  • Желтый – если вы все поняли, но объяснить другому затрудняетесь.
  • Красный – если поняли, но нужна помощь.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!