Технологическая карта урока русского языка для 3 класса на тему: Сложные слова

Тип урока: урок – путешествие.

Цель урока:

  • Знакомить учащихся со способом образования сложных слов при помощи соединительных гласных;
  • Способствовать развитию орфографической зоркости;
  • Формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка.

 

Формы, приёмы и методы: Словесный (беседа, рассказ), наглядный (иллюстрация, демонстрация), практический (упражнения), логические (анализ, сравнение, синтез, обобщение).

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем).

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя/учащихся

ОНУ

Здравствуйте, ребята.

Встаньте, подровняйтесь.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебники, тетради, ручки, карандаши.

Сядьте правильно: спины ровно, обе ноги стоят на полу, руки на парте.

Сегодня мы отправимся в воображаемое путешествие, и каждый из вас получит возможность спланировать свое собственное настоящее путешествие.

Определение темы и задач урока

Для того, чтобы узнать, на каком транспорте мы отправимся в путешествие сначала, послушайте стихотворение.

Винтокрылый хулиган,

Нам устроил ураган.

Он поднял такую бучу,

Что взлетели прямо к тучам

От вращающихся лап

Шляпы с шевелюр у пап.

Те летят теперь вдали,

Как пришельцев корабли,

Как «тарелки» марсиан,

Что гостили у землян.

На чем же мы отправимся сначала? На вертолете.

Посмотрите на билет. Он заполнен не полностью.

Для того, чтобы отправиться в полет, нам нужно выполнить задания.

Посмотрите на экран. Вам нужно разделить слова на две группы.

Запишите число, классная работа.

Слова с каким корнем будем записывать в первый столбик? Во второй?

Разберем слова по составу.

К какому столбику отнести слово вертолет? Оно подходит к обоим столбикам. Почему? Потому что содержит основы  верт- и лет-.

Кто-нибудь знает, как называются такие слова?

Ребята, такие слова называются сложными, потому что содержат больше одного корня. Соответственно, как называются слова с одним корнем? Простые.

Как вы думаете, с чем мы познакомимся в ходе нашего путешествия?

Мы познакомимся с образованием сложных слов.

Изучение нового материала

Билет на вертолет заполняется полностью. Куда мы полетим сначала?

В Карелию.

Республика Карелия находится на северо-западе России. Как вы думаете, холодно там или тепло?

Вы узнаете об особенностях туризма в Карелии, когда выполните упражнение. Посмотрите на экран.

Как называется человек, который разводит оленей? Оленевод. Как называется человек, который разводит собак? Собаковод. Как называют человека, который занимается ловлей рыбы? Рыболов. Как называется вид транспорта, на котором передвигаются по снегу? Снегоход.

Запишем эти слова на доске и в тетради. От каких слов образовалось слово? Какие корни в этом слове?

Посмотрите, какие буквы стоят между корнями? Буквы о или е. Буквы, с помощью которыми соединяются корни сложных слов, называются соединительными. Это всегда буква е или о.

Итак, какие достопримечательности есть в Карелии?

Какие гласные называются соединительными?

 

Пора познакомиться со следующим местом, в которое можно отправиться на новогодних каникулах.

Но сначала нужно узнать, на чем туда можно отправиться.

Солнце в небе золотится.

Ввысь летит большая птица,

Закрывая нам крылом

Солнце в небе голубом.

Эта птица – самолет,

Он отправился в полет

К дальним нашим городам,

К европейским берегам.

Итог урока

Что нового вы узнали на уроке? Что такое сложные слова? Какие гласные могут быть соединительными?

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!