В программу вошли разделы:
Программа «Окружающий мир: Мир вокруг нас» входит в учебный комплект «Школа России», разработана на основе Школа России. Концепция и программы для нач. кл., авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ (Москва, 2008), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004)
Программа составлена на основе Базисного учебного плана из расчёта 2 часа в неделю, общее количество часов в год – 68.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Контроль достижения учениками уровня государственного стандарта осуществляется в следующих формах: устный и письменный опрос, реферат.
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса нач. школы в 2 ч./ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.
Плешаков. А.А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2008.
Плешаков, А.А. Тетрадь для проверочных работ «Проверим себя» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2008 Плешаков. А А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. - М.: Просвещение, 2007.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Учащиеся должны знать:
- неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
- названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
№ |
Название разделов |
Количество часов |
1 |
Где мы живем? |
3 |
2 |
Природа |
20 |
3 |
Жизнь города и села |
12 |
4 |
Здоровье и безопасность |
9 |
5 |
Общение |
6 |
6 |
Путешествия |
17 |
7 |
Заключение |
1 |
|
Всего: |
68 |
№ |
Дата |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
|
|
1 четверть |
|
|
|
Раздел I. Где мы живем? |
3 |
1 |
1.09 |
День Знаний. |
|
2 |
5.09 |
Твой адрес в мире. |
1 |
3 |
8.09 |
Что нас окружает |
1 |
|
|
Раздел II. Природа |
20 |
4 |
12.09 |
Неживая и живая природа |
1 |
5 |
15.09 |
Явления природы |
1 |
6 |
19.09 |
Как измеряют температуру? Практическая работа. |
1 |
7 |
22.09 |
Что такое погода? |
1 |
8 |
26.09 |
Урок-экскурсия «В гости к осени» |
1 |
9 |
29.09 |
В гости к осени |
1 |
10 |
3.10 |
Звездное небо |
1 |
11 |
6.10 |
Заглянем в кладовые земли. Практическая работа. |
1 |
12 |
10.10 |
Про воздух |
1 |
13 |
13.10 |
Какие бывают растения? |
1 |
14 |
17.10 |
Какие бывают животные? |
1 |
15 |
20.10 |
Невидимые нити |
1 |
16 |
24.10 |
Невидимые нити в осеннем лесу |
1 |
17 |
27.10 |
Дикорастущие и культурные растения |
1 |
18 |
31.10 |
Дикие и домашние животные |
1 |
|
|
2 четверть |
|
19 |
10.11 |
Комнатные растения |
1 |
20 |
14.11 |
Животные живого уголка |
1 |
21 |
17.11 |
Про кошек и собак |
1 |
22 |
21.11 |
Красная книга |
1 |
23 |
24.11 |
Будь природе другом |
1 |
|
|
Раздел III. Жизнь города и села |
12 |
24 |
28.11 |
Город и село |
1 |
25 |
1.12 |
Наш дом |
1 |
26 |
5.12 |
Что такое экономика? |
1 |
27 |
8.12 |
Из чего что сделано? Практическая работа. |
1 |
28 |
12.12 |
Как построить новый дом? |
1 |
29 |
15.12 |
Какой бывает транспорт? |
1 |
30 |
19.12 |
За покупками. Практическая работа. |
1 |
31 |
22.12 |
Культура и образование |
1 |
32 |
26.12 |
Все профессии важны |
1 |
|
|
3 четверть |
|
33 |
12.01 |
В гости к зиме |
1 |
34 |
16.01 |
Урок-экскурсия «В гости к зиме» |
1 |
35 |
19.01 |
Невидимые нити в зимнем лесу |
1 |
|
|
Раздел IV. Здоровье и безопасность |
9 |
36 |
23.01 |
Строение тела человека |
1 |
37 |
26.01 |
Если хочешь быть здоров |
1 |
38 |
30.01 |
Поговорим о болезнях |
1 |
39 |
2.02 |
Берегись автомобиля! |
1 |
40 |
6.02 |
Домашние опасности |
1 |
41 |
9.02 |
Пожар |
1 |
42 |
13.02 |
Лесные опасности |
1 |
43 |
16.02 |
Как нужно купаться |
1 |
44 |
20.02 |
Очень подозрительный тип |
1 |
|
|
Раздел V. Общение |
6 |
45-46 |
27.02- 2.03 |
Наша дружная семья |
2 |
47 |
6.03 |
В школе |
1 |
48 |
9.03 |
Правила вежливости |
1 |
49 |
13.03 |
День рождения |
1 |
50 |
16.03 |
Мы – зрители и пассажиры |
1 |
|
|
Раздел VI. Путешествия |
17 |
51 |
20.03 |
Посмотри вокруг… |
1 |
|
|
4 четверть |
|
52 |
3.04 |
Для чего нужен компас? Практическая работа. |
1 |
53 |
6.04 |
Формы земной поверхности |
1 |
54 |
10.04 |
Водоемы |
1 |
55 |
13.04 |
В гости к весне |
1 |
56 |
17.04 |
Урок-экскурсия «В гости к весне» |
1 |
57 |
20.04 |
Путешествие по родной стране |
1 |
58 |
24.04 |
Что такое карта и как ее читать? Практическая работа. |
1 |
59 |
27.04 |
Путешествие по Москве |
1 |
60 |
4.05 |
Московский кремль |
1 |
61 |
8.05 |
Город на Неве. Путешествие по Оке |
1 |
62 |
11.05 |
Путешествие по планете |
1 |
63 |
15.05 |
Путешествие по планете |
1 |
64 |
18.05 |
Страны мира |
1 |
65 |
22.05 |
Страны мира |
1 |
66 |
25.05 |
Путешествие в космос |
1 |
67 |
29.05 |
Впереди лето. |
1 |
|
|
Раздел VII. Заключение |
1 |
68 |
|
Что мы узнали и чему научились за год? |
1 |