Составлена на основе авторской программы (А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин) по окружающему миру для 4-х летней начальной школы
В программу вошли разделы:
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Учебно-методический комплект
- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года
- Календарно-тематическое планированиеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г), примерной авторской программы по окружающему миру для четырехлетней начальной школы (авторы-составители: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин) и в соответствии с концепцией курса, представленной в Сборнике программ «Образовательная система « Школа 2100 » Начальная школа, и в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от детей пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается все больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. В результате у различных школьников оказываются разные знания и вопросы об окружающем мире.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей? Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.
Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может быть даже заинтересуется, но не сможет соединить свои новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет поступать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. У него при этом постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, еще одна цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счете поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество».
Единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование толерантной личности – человека способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объемное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей средней школы. Требуется познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
Количество часов по учебному плану:
В неделю - 2 часа
Всего - 66 часов
Самостоятельных работ – 6
Проверочных работ - 1
Экскурсий – 4
Содержание программы
Название разделов |
Кол-во часов по программе |
Кол-во часов рабочей программы |
Как мы понимаем друг друга |
9 часов |
9 часов |
Как мы узнаем, что перед нами |
4 часа |
4 часа |
Как мы узнаем мир |
4 часа |
4 часа |
Твоя семья и твои друзья |
7 часов |
7 часов |
Что нас окружает |
10 часов |
10 часов |
Живые обитатели планеты |
9 часов |
9 часов |
Отчего и почему |
2 часа |
2 часа |
Времена года |
12 часов |
16 часов |
Повторение изученного материала |
5 часов |
5 часов |
Часы по усмотрению учителя |
4 часа |
|
Всего: |
66 часов |
66 часов |
К концу 1-го класса учащиеся должны знать:
– роль руки и слов в общении;
– роль опыта – как источника благосостояния людей;
– что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
– что такое общение и какова его роль в жизни человека;
– что такое город;
– основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
– основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;
– свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;
– основные черты сходства и различий растений и животных;
– основные группы домашних животных и растений;
– отличительные особенности человека от животных;
– элементарные сведения о строении человека;
– правила поведения в природе;
– основные признаки каждого времени года.
Учащиеся должны уметь:
– называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
– пользоваться словами, указывающими направление и время;
– наблюдать, делать умозаключения;
– пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
– различать профессии людей;
– различать природные богатства, живые и неживые;
– различать растения и животных;
– приводить примеры названий 5–10 дикорастущих растений и животных;
– приводить примеры названий 5–10 культурных растений и домашних животных;
– оценивать правильность поведения в природе;
– оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Программно-методическое обеспечение для обучающихся: // Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг » )Учебник в 2-х частях/ А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, -М.: Баласс,2009// Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг » ). Рабочая тетрадь/ А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, -М.: Баласс,2009// Окружающий мир. 1 класс. Самостоятельные и итоговые работы./ А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, -М.: Баласс,2009//
Программно-методическое обеспечение для учителя:// Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг » )Учебник в 2-х частях/ А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, -М.: Баласс,2009// Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг » ). Рабочая тетрадь/ А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, -М.: Баласс,2009// Окружающий мир. 1 класс. Самостоятельные и итоговые работы./ А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, -М.: Баласс,2009// Окружающий мир. 1 класс. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг » / под ред. А.А.Вахрушева – М. Баласс,2008//
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата проведения |
Наименование разделов и тем |
Кол-во уроков |
|
|
1 ЧЕТВЕРТЬ ( 17 часов) |
|
|
|
ЧАСТЬ 1. МОЙ ДОМ, МОЯ ШКОЛА. |
|
|
|
РАЗДЕЛ 1. Как мы понимаем друг друга ( 9 часов). |
|
1.1 |
|
Как мы будем учиться. |
1 |
1.2 |
|
Ты - школьник. |
1 |
1.3 |
|
Путешествуем, не выходя из класса. |
1 |
1.4 |
|
Ценный совет. |
1 |
1.5 |
|
Зачем нам нужен жизненный опыт? |
1 |
1.6 |
|
Где и куда. Урок – путешествие. |
1 |
1.7 |
|
Где и куда. Учимся определять направления. |
1 |
1.8 |
|
Учимся определять верх и низ. |
1 |
1.9 |
|
Раньше и позже. |
1 |
|
|
ИТОГО: |
9ч. |
|
|
РАЗДЕЛ 2. Как мы узнаем, что перед нами ( 4 часа). |
|
2.1 |
|
Предметы и их признаки. |
1 |
2.2 |
|
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам. |
1 |
2.3 |
|
Сочетания предметов. |
1 |
2.4 |
|
Сочетания предметов. Признаки сочетаний. |
1 |
|
|
ИТОГО: |
4ч. |
|
|
РАЗДЕЛ 3. Времена года ( 3 часа). |
|
3.1 |
|
Признаки осени. |
1 |
3.2 |
|
Осень – природа готовится к зиме. |
1 |
3.3 |
|
Экскурсия в парк «Осенняя природа» |
1 |
|
|
ИТОГО: |
3ч. |
|
|
РАЗДЕЛ 4. Как мы узнаем мир ( 4 часа). |
|
4.1 |
|
Наши помощники – органы чувств. |
1 |
|
|
2 ЧЕТВЕРТЬ (15 часов) |
|
4.2 |
|
Наши помощники – память и ум. |
1 |
4.3 |
|
Родители, учителя и книги. |
1 |
4.4 |
|
Повторение и самостоятельная работа по теме «Как мы узнаем мир». |
1 |
|
|
ИТОГО: |
4ч. |
|
|
РАЗДЕЛ 5. Твоя семья и друзья ( 7 часов). |
|
5.1 |
|
Ты и твоя семья. |
1 |
5.2 |
|
Ты и твоя семья. Твоя помощь семье. |
1 |
5.3 |
Учимся быть самостоятельными. |
1 |
|
5.4 |
|
Один дома. Кто там? |
1 |
5.5 |
|
Ты и твои друзья. |
1 |
5.6 |
|
Ты и твои друзья. Учимся общаться. |
1 |
5.7 |
|
Повторение и самостоятельная работа по теме «Твоя семья и друзья». |
1 |
|
|
ИТОГО: |
7ч. |
|
|
РАЗДЕЛ 6. Времена года ( 6 часов). |
|
6.1 |
|
Зима: покой природы. |
1 |
6.2 |
|
Зима: покой природы. Звуки зимы. |
1 |
6.3 |
|
Зимняя экскурсия в парк. |
1 |
6.4 |
|
Повторение и самостоятельная работа по теме «Времена года». |
1 |
6.5 |
|
Учимся решать жизненные задачи. Правила школьной жизни. |
1 |
|
|
3 ЧЕТВЕРТЬ |
|
6.6 |
|
Учимся решать жизненные задачи. У мамы день рождения. |
1 |
|
|
ИТОГО: |
6ч. |
|
|
ЧАСТЬ 2. МИР ВОКРУГ. |
|
|
|
РАЗДЕЛ 7. Что нас окружает ( 10 часов). |
|
7.1 |
|
Город, в котором мы живем.. |
1 |
7.2 |
|
Город, в котором мы живем.. Путешествуем по городу. |
1 |
7.3 |
|
Учимся быть пешеходами. |
1 |
7.4 |
|
Экскурсия «Безопасная дорога в школу» |
1 |
7.5 |
|
Путешествие колобка. |
1 |
7.6 |
|
Хозяйство человека. |
1 |
7.7 |
|
Из чего делаются вещи. |
1 |
7.8 |
|
Богатства природы. |
1 |
7.9 |
|
Твердые тела, жидкости и газы. |
1 |
7.10 |
|
Повторение и самостоятельная работа по теме «Что нас окружает». |
1 |
|
|
ИТОГО: |
10ч. |
|
|
РАЗДЕЛ 8. Времена года ( 4 часа). |
|
8.1-8.2 |
|
Весна: пробуждение природы. |
2 |
8.3 |
|
Весенняя экскурсия «Пробуждение природы» |
1 |
8.4 |
|
Строим домик для птиц |
1 |
|
|
ИТОГО: |
4ч. |
|
|
РАЗДЕЛ 9. Живые обитатели планеты ( 9 часов). |
|
9.1 |
|
Живое и неживое. |
1 |
9.2-9.3 |
|
Растения и животные. |
2 |
9.4 |
|
Равновесие в природе |
1 |
9.5 |
|
Домашние любимцы и комнатные растения. |
1 |
9.6 |
|
Наши помощники – домашние животные и культурные растения. |
1 |
9.7 |
|
Человек – разумное существо. |
1 |
9.8 |
|
Природа и мы. |
1 |
9.9 |
|
Повторение и самостоятельная работа по теме «Живые обитатели планеты». |
1 |
|
|
ИТОГО: |
9ч. |
|
|
РАЗДЕЛ 10. Отчего и почему. ( 2 часа). |
|
10.1 |
|
Отчего и почему. |
1 |
10.2 |
|
Итоговая работа по разделу «Мир вокруг» |
1 |
|
|
ИТОГО: |
2ч. |
|
|
РАЗДЕЛ 11. Времена года ( 3 часа). |
|
11.1 |
|
Лето – природа цветет и плодоносит. |
1 |
11.2 |
|
Повторение и самостоятельная работа по теме «Времена года». |
1 |
11.3 |
|
Учимся решать жизненные задачи. |
1 |
|
|
ИТОГО: |
3ч. |
|
|
Раздел 12. Повторение (5 часов) |
|
12.1 |
|
Обобщение по теме «Времена года». |
1 |
12.2 |
|
Обобщение по теме «Живые обитатели планеты». |
1 |
12.3 |
|
Обобщение по теме «Что нас окружает. Как мы узнаем, что перед нами». |
1 |
12.4 |
|
Обобщение по теме «Твоя семья и друзья». |
1 |
12.5 |
|
Резервный урок |
1 |
|
|
ИТОГО: |
5ч. |
|
|
ИТОГО: |
66 часов |
Скачать