Составлена на основе авторской учебной программы «Чтение и начальное литературное образование» для четырехлетней начальной школы (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
В программу вошли разделы:
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года
- Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (заключения РАО (от 28.06.2005) и МПГУ (от 20.07.2005).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
• овладение функциональной грамотностью;
• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
• приобщение к литературе как искусству слова;
• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению: (3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся.
Учебно-тематический план
Количество часов по учебному плану
В неделю - 3 часа
Всего 102 часов
Плановых контрольных работ – 10
№ п/п |
Содержание раздела |
Количество часов по программе |
Количество часов по рабочей программе |
День знаний |
1 |
1 |
|
Знакомство с учебником. Стихотворения Г.Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю.Кима «Светлый день» |
1 |
1 |
|
Прощание с летом. |
3 |
3 |
|
Летние путешествия и приключения |
15 |
15 |
|
Природа летом. |
7 |
7 |
|
Уроки и переменки |
11 |
11 |
|
«Глухая пора листопада...». |
6 |
6 |
|
«И кот ученый свои мне сказки говорил...» |
11 |
11 |
|
«Поет зима, аукает...» |
9 |
9 |
|
Животные в нашем доме |
6 |
6 |
|
Мы с мамой и папой |
9 |
9 |
|
«Наполним музыкой сердца...» |
6 |
6 |
|
День смеха |
3 |
3 |
|
«О весна, без конца и без краю...» |
5 |
5 |
|
День Победы |
4 |
4 |
|
Родная земля |
5 |
5 |
|
Итого: |
102 |
102 |
Таблица требований к умениям учащихся по чтению (программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»: |
||
– овладение функциональной грамотностью; |
– определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение |
– приобщение к литературе как к искусству слова; |
• осознанное, правильное, выразительное чтение; |
• умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; |
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определенным признакам; |
Календарно-темататическое планирование
Скачать полную версию