Цель урока - развитие исследовательских умений учащихся в процессе создания мини-проекта "Снежинка".
Задачи:
Добрый день дорогие третьеклассники!
Прозвенел звонок веселый
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
(Дети работают в группах, деление на группы производится методом Расчета по номерам – 1,2,3,4 – вышли вперед, далее опять 1,2,3,4 и т.д. первые номера садятся за парты первой группы 2 за 2 и т.д.)
А прежде,чем мы приступим, предлагаю вам отгадать загадку:
Когда завяли все цветы, мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке.
Мы полетели на поля, и стала белою земля.
Что это, ребята? (Снег, снежинки)
Верно – это снег.
Беседа
- Кто из вас любит снег?
- Почему?
- Отлично. А что такое снег, кто-нибудь знает? (дети дают ответы)
Снег - признак настоящей зимы. Пушистый белый снег - настоящее чудо.
- Ребята, посмотрите в окно? Что вы видите? Все улицы усыпаны снежным покровом. А какое сейчас время года? (осень)
А мне кажется, что уже зима. Какая это осень? Осень это ведь когда желтые листья, а не снег. Докажите мне почему сейчас осень? А где мы можем посмотреть, какое сейчас время года и какой день, месяц? (в календаре)
- Да, конечно ребята, если посмотреть в календарь, то мы увидим что еще осень. Мы ведь с вами живем в Сибири, и зима у нас приходит несколько раньше, чем в тех местах, где более теплый климат и осень там длится дольше, а зима наступает немного позже. А вы раньше обращали внимание на это несоответствие?
- Да, вот и наступает долгожданная зима. Зима – это одно из самых красивых, сказочных времен года. Чем же оно так привлекает нас: и чудесными, причудливыми узорами на стеклах, и снежной бахромой, свисающей с веток деревьев, и необычным сверканием снега, и различными зимними забавами.
- А за что мы любим это время года? (можно кататься на санках, коньках, лыжах, играть в снежки, наступают зимние каникулы, новогодние праздники, Дед Мороз приносит подарки) Поразительно, вы истинные ценители зимних забав.
- Ребята, представьте человека, который приехал в Россию из Африки, а в африке, как вы знаете, всегда лето, и этот человек никогда не видел снег. И вот он гуляет в парке. Мягкие пушистые снежинки медленно падают ему на рукавичку. Он их разглядывает. И ему очень захотелось узнать… Как вы думаете, о чем?
- Какие вопросы он может задать о снеге, снежинках? (Где рождается снег? Что такое снежинки? Как они образуются? А какой формы бывает снег, снежинки? виды снежинок; польза снежинок; исследователи снежинок; наука о кристаллах )
- А задумывались ли вы над тем, где и когда образуются снежинки? На какие вопросы вы можете дать ответы легко? (Вопросы детей фиксируются мелом на доске)
- Где рождается снег? (в облаках при температуре от -20 до -40 градусов)
- Что такое снежинка? (кристаллы льда)
- Как образуется снежинка?(кристаллики опускаются внутри облака, поттаивают и слипаются друг с другом,затем поднимаются и вновь замерзают. Когда кристаллы становятся слишком тяжелыми они покидают облако, однако до земли они долетают в том случае, если температура на улице ниже 0)
- Существуют ли одинаковые снежинки? Почему?(потому что когда снежинка падает на землю, она проходит длинный пусть, и оказываются в разных температурных условиях с разным содержанием водяного пара,их форма постоянно меняется, поэтому каждая снежинка индивидуальна)
- Посмотрите, ребята, сколько у нас получилось вопросов! А есть ли такие вопросы, на которые мы не знаем ответа? Или не уверенны, что они правильные?
- Как вы думаете, какая тема и цель нашего сегодняшнего занятия? Сформулируйте свои цели на наше занятие с помощью опорных слов. (Мы узнаем…. Мы познакомимся…. Мы научимся… Мы будем изучать…)
А для того, чтобы получить ответы на оставшиеся вопросы, я приготовила для вас очень интересный видеоролик. Только я прошу вас смотреть внимательно и все запоминать.
Вернемся к нашим вопросам, на какие из них теперь, после просмотра видеоролика у вас появились ответы?
Снежинка является одним из самых удивительных природных творений. Если бы человек захотел создать что-то подобное, ему пришлось бы очень постараться. Во время снегопада миллиарды маленьких кристалликов устилают землю, и как вы уже узнали, что среди них нет одинаковых, они все разные. Конечно же, есть снежинки, которые максимально схожи друг с другом, поэтому их можно распределить на разные группы, виды.
Сейчас я Вам покажу фотографии снежинок. А вы попробуете их классифицировать в 3 группы.
Вот посмотрите на эти снежинки и предположите как они могут называться.
Дендриты — или древоподобные, считаются самыми красивыми снежинками, они имеют ярко выраженные разветвляющиеся тонкие лучи. Чаще это крупные кристаллы, их можно увидеть невооруженным глазом. Максимальный размер дендрита может достигать 30 см в диаметре. Посмотрите какие фотографии подходят к этому описанию. (дети выходят к доске и с помощью интерактивной доски соотносят фото к названиям)
Снежинки-пластинки - это снежинки без лучиков. Самые простые пластинки похожи на шестиугольники с ровными сторонами.
Звездоподобные снежинки - такие снежинки широко распространены. Это тонкие пластинчатые кристаллы, в виде звезд с шестью лучами. Чаще они украшены симметричными различными узорами.
- Великолепно, ребята, вы смогли распределить наши снежинки по своим названиям. Вы уже начинающие исследователи. Ребята, а как вы думаете, может ли снег быть полезен чем-то? Есть ли у вас какие-то предположения, версии?
О пользе снежинок.
Миллиарды снежинок способны повлиять даже на скорость вращения земли. Но самое главное предназначение снежинок в том, что при таянии весной они питают нашу землю влагой. Зимой, толстый слой снега согревает землю. Он не подпускает к ней морозный воздух, и сохраняет в глубине почвы теплую температуру. Оказывается, под снежным одеялом тепло. Многие звери зарываются в снег, и так спят ночью.
Снежный покров спасает растения от вымерзания. Снежинки – это хорошая служба для человека. Они очищают воздух от пыли и гари, поэтому во время снегопада всегда легко дышится. На Севере люди делают из снега временные жилища. Нарезают из снега кирпичи и складывают из них домики. Охотники, застигнутые на Чукотке метелью, ложатся в снег с собаками вместе, и их заносит снегом. После метели они выбираются из под снега живыми.
Интересный факт
Кстати, сам снег бывает не только белым. В арктических и горных регионах розовый или даже красный снег – обычное явление. Дело в том, что живущие между его кристаллов водоросли окрашивают целые участки снега. Но известны случаи, когда снег падал с неба уже окрашенный – в голубой, зеленый, серый и черный цвета.
А изучением снежинок, ребята, занимается целая наука кристаллография. Кристаллогра́фия — наука о кристаллах, их структуре, возникновении и свойствах. А как мы уже с вами знаем, что снежинки – это и есть маленькие кристаллики льда.
А теперь я вас хочу познакомить с настоящими исследователями снежинок, интересно?
Одним из первых, кто обратил внимание на снежинку, был Иоганн Кеплер, известный астроном и открыватель законов движения планет.
В 1611 году исследователь выпустил свой трактат "Новогодний дар. О шестиугольной снежинке".. Это исследование можно считать первым в истории трудом по изучению кристаллов снега. Кеплер впервые заинтересовался и природой симметрии снежинок, но объяснить ее не смог. Прошло 300 лет, прежде чем ученые смогли дать ответ на поставленный Кеплером вопрос.
Это стало возможным благодаря открытию рентгенокристаллографии. Перехватил эстафетную ледяную палочку (хотя, в нашем случае, это, скорее всего, была именно снежинка) Рене Декарт, философ и математик. Именно он первый подробно описал форму снежных кристаллов - настолько хорошо, насколько это можно было сделать без помощи микроскопа. В своих трудах он писал, что снежинки похожи на розочки, лилии и колесики с шестью зубцами.
Следующим был Уилсон Бентли - это американский фермер, который занимался фотографированием снежных кристаллов. Вы только представьте, в его коллекции 5000 снимков, из которых более 2000 были опубликованы в 1931 году в его известной книге "Снежные кристаллы". Эта книга продается по сей день. Кристаллография в настоящее время очень активна.
Очередной шаг в изучении свойств наиболее известных природных кристаллов-снежинок - сделал профессор физики Кеннет Либбрехт. В лаборатории этого профессора снежинки выращиваются искусственно. Для изучения характеристик снежинок профессор с 2001 года начал делать фотографии образовавшихся естественным образом снежинок.
Структура и внешний вид снежинок, как выяснилось, зависят от того, где именно их наблюдали. По мнению Либбрехта, самые красивые и сложные по структуре снежинки выпадают там, где климат суровее - к примеру, на Аляске, а вот в Нью-Йорке, где климат мягче, структуры снежных кристалликов гораздо проще.
Ну что, давайте подведем итоги. Что мы интересного уже узнали?
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будим их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания – руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте)
Ну а мы идем, идем (Ходьба на месте)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся)
Работа в группах
- Ребята, ваши соседи – первоклассники. Как вы думаете, они знают о снежинках так же много как теперь знаете вы? Я хочу вам предложить создать плакат "Виды снежинок". И мы его повесим возле кабинета ваших соседей, представляете как им будет интересно?
Каждой группе предлагается текст с описанием типа снежинки. Ваша задача изучить текст, узнать о ее особненностях и вырезать свои снежинки. Но, представлять вы будете от группы только одну снежинку, которая больше всех будет подходить к описанию. Для этого вы должны постараться договориться, вы ведь дружная команда? Затем, как вы задание выполните, выходите к доске и защищаете свой проект перед классом.
- Но прежде чем мы приступим к работе, давайте повторим правила работы в группе, а так же правила техники безопасности работы с ножницами. (правила выводятся на слайде) Как мы должны себя вести при работе в группах? (тихо, сообща, не кричим, обсуждаем все вместе, уважая мнение каждого участника группы)
И так, предлагаю вам план выполнения задания:
План ответа:
На задание вам отводится 5 минут. Желаю всем удачи, приступайте.
И так, наше время подошло к концу и я прошу первую группу выйти к доске и представить свой проект. Выходите, пожалуйста.
Остальные группы внимательно слушают.
Класс, оцените проект группы. (на столах лежат листочки со словами похвалы: Молодцы, Здорово, Отлично, Интересно, Мне нравится)
Задайте вопросы группе, опираясь на слова: Почему? Как? Для чего? Зачем?
За что вы можете похвалить группу?
А что бы вы посоветовали группе для улучшения проекта?
Ребят, очень здорово. Вы создали свою снежинку, не похожую ни на чью.
- Ребят, скажите, теперь то мы можем дать ответы на вопросы человеку из Африки? В чем мы теперь можем его просветить, как настоящие исследователи? (о том, что такое снежинка, что она рождается в облаках, что не существует одинаковых снежинок,как они образуются, что бывают разные виды снежинок, что снежинка может быть полезна для человека)
- На ваших партах лежат листы самооценки работы вашей группы. Оцените, пожалуйста работу вашей группы, подчеркнув верный вариант ответа. Оценивать будем необычно, один человек отмечает верный ответ, остальные контролируют правильность ответа.
- А теперь поднимите руки те,кто отвечал на вопросы? У кого в группе были несогласия с ответом? Как вам удалось договориться? Ребята, вам понравилось занятие? Спасибо вам за замечательную работу, мне было с вами очень интересно. До свидания!