Цель: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.
Предметные результаты:
- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
- Улыбнитесь друг другу! Ведь улыбка дарит хорошее настроение. У нас все получится.
- Открыли тетради. Записали: Двенадцатое декабря. Классная работа.
- Девизом урока предлагаю взять пословицу. Но прочитать народную мудрость не просто, нужно все слова расставить по местам: полете, в, птицу, в, человека, а, работе.
- Итак, девиз урока: Птицу узнают в полете, а человека – в работе!
- Как вы понимаете данную пословицу? (Пословица "Птицу узнают в полете, а человека — в работе" означает, что какое бы мнение о человеке ни создавалось, его можно узнать хорошо в том, как он работает, относится к делу)
- А вот, чтобы узнать тему нашего урока нужно ответить на вопрос и выполнить небольшое задание
Все что существует, оно обозначает,
На вопросы Кто? и Что? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть. (существительное)
- Внимательно посмотрите на запись.
..ктябрь, к..никулы, обл..ко, н..ябрь, ч..ловек, адр..с, н..род, инж..нер, ..нварь.
- Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить? (Вставить буквы в словарные слова. Выполнение устно "цепочкой" называют букву)
Октябрь, каникулы, облако , ноябрь, человек, адрес, народ, инженер, январь
- Прочитайте внимательно словарные слова.
- Как вы думаете, какое слово я здесь спрятала?
- Соедините первые буквы слов. (окончания)
- Теперь у нас есть два главных слова для определения темы урока. Это слова: существительное и окончания.
- Кто догадался какая тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах)
- Какие задачи вы поставите перед собой? (отработать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных)
1. Работа в парах (задание на карточках)
- Прочитайте задание. ( Вставить окончание, указать склонение и падеж имен существительных)
О труд… - …
От печал… - …
Без шишк… - …
Для бумажк… - …
В рукопис… - …
Над крыш… - …
К дорог… - …
О долг… - …
По улыбк… - …
С багаж… - …
- В какой части слова будем решать орфографические задачи? (В окончании)
- Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного?
Повторение алгоритма
- Что делать, если вы забыли какую букву надо писать в окончании?
- Проверить безударное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже. (По опорным словам: 1 склонение – лиса, 2 склонение – конь, 3 склонение – степь)
Работа по учебнику
- Откройте учебник на стр.128, упр. 243. Прочитайте текст.
- Какова его тема? (Ответы учащихся)
- Какова его главная мысль?
- Посмотрите на слова с пропущенными буквами. На какие две группы их можно разделить? (Слова с безударными гласными в корне и слова с безударными гласными в падежных окончаниях)
- Как проверить написание слов с этими орфограммами?
- Найдите в тексте фразеологический оборот. (Не тут-то было)
- Объясните его значение с помощью фразеологического словаря. (Ничего не получилось, не удалось осуществить что-либо)
- Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка)
Физминутка
- Представьте, что вы слепили огромные снежные шары и построили снеговика. Эти снеговики появились у нас в классе. Идем и выбираем себе снеговика.
- Обратите внимание на обратную сторону снеговика. Там стоит номер группы, в которой вы сейчас будете работать
Работа в группе
Задание: из данных предложений составить текст и выполнить индивидуальное задание для каждой группы. (Каждое предложение записано на отдельной карточке, ученики собирают текст)
1 группа: определить падеж выделенных существительных
Наступила долгожданная зима.
Часто идет снег.
Он покрыл поля, леса, крыши домов.
Замерзли реки, пруд за селом.
Рады ребятишки.
Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, кататься на коньках.
2 группа: найти 3 ошибки в словах.
Наступила далгожданная зима.
Часта идет снег.
Он покрыл поля, леса, крыши домов.
Замерзли реки, пруд за селом.
Рады ребятишки.
Теперь можно играть в снешки, ходить на лыжах, кататься на коньках.
3 группа: Выполните разбор по составу выделенных слов
Наступила долгожданная зима.
Часто идет снег.
Он покрыл поля, леса, крыши домов.
Замерзли реки, пруд за селом.
Рады ребятишки.
Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, кататься на коньках.
- Прочитайте текст. Расскажите о задании, которое вы выполняли.
- Молодцы!
Самостоятельная работа
- А сейчас предстоит поработать самостоятельно.
Тест
1. Обведите номера верных утверждений.
2. Обведите номер словосочетания, в котором существительное употреблено в том же падеже, что и существительное кролик в словосочетании кормил кролика.
3. Обведите номер словосочетания, в котором имя существительное имеет следующие грамматические признаки: нарицательное, неодушевленное, женского рода.
4. Обведите номера словосочетаний, где имена существительные имеют окончание -е.
5. Выберите номер строчки с нужными окончаниями и обведите цифру.
По легкой порош.. от березк.. к ел.. ведут следы белки.
6. Определите падеж, склонение, вставьте пропущенные окончания.
- Какие задачи вы поставили перед собой?
- Ребята, вспомните наш девиз урока: Птицу узнают в полете, а человека – в работе!
- Чтобы вы сказали о себе?
- Каким вы были в работе сегодня?
Домашнее задание
Стр. 129, упр. 245