Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"

Цель: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Предметные результаты:

  • формировать навык правописания окончаний имен существительных, совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имен существительных;
  • определять падеж имен существительных.

Ход урока

Организационный момент

- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
- Улыбнитесь друг другу! Ведь улыбка дарит хорошее настроение. У нас все получится.
- Открыли тетради. Записали: Двенадцатое декабря. Классная работа.

- Девизом урока предлагаю взять пословицу. Но прочитать народную мудрость не просто, нужно все слова расставить по местам: полете, в, птицу, в, человека, а, работе.
- Итак, девиз урока: Птицу узнают в полете, а человека – в работе!

- Как вы понимаете данную пословицу? (Пословица "Птицу узнают в полете, а человека — в работе" означает, что какое бы мнение о человеке ни создавалось, его можно узнать хорошо в том, как он работает, относится к делу)

Актуализация знаний

- А вот, чтобы узнать тему нашего урока нужно ответить на вопрос и выполнить небольшое задание

Все что существует, оно обозначает,
На вопросы Кто? и Что? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть. (существительное)

- Внимательно посмотрите на запись.

..ктябрь, к..никулы, обл..ко, н..ябрь, ч..ловек, адр..с, н..род, инж..нер, ..нварь.

- Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить? (Вставить буквы в словарные слова. Выполнение устно "цепочкой" называют букву)

Октябрь, каникулы, облако , ноябрь, человек, адрес, народ, инженер, январь

- Прочитайте внимательно словарные слова.
- Как вы думаете, какое слово я здесь спрятала?
- Соедините первые буквы слов. (окончания)

- Теперь у нас есть два главных слова для определения темы урока. Это слова: существительное и окончания.
- Кто догадался какая тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах)
- Какие задачи вы поставите перед собой? (отработать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных)

Работа по теме урока

1. Работа в парах (задание на карточках)
- Прочитайте задание. ( Вставить окончание, указать склонение и падеж имен существительных)

О труд… - …
От печал… - …
Без шишк… - …

Для бумажк… - …
В рукопис… - …
Над крыш… - …

К дорог… - …
О долг… - …
По улыбк… - …
С багаж… - …

- В какой части слова будем решать орфографические задачи? (В окончании)
- Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного?

Повторение алгоритма

  1. Определи склонение.
  2. Определи падеж.Вспомни, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении.

- Что делать, если вы забыли какую букву надо писать в окончании?
- Проверить безударное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже. (По опорным словам: 1 склонение – лиса, 2 склонение – конь, 3 склонение – степь)

Работа по учебнику

- Откройте учебник на стр.128, упр. 243. Прочитайте текст.
- Какова его тема? (Ответы учащихся)
- Какова его главная мысль?

- Посмотрите на слова с пропущенными буквами. На какие две группы их можно разделить? (Слова с безударными гласными в корне и слова с безударными гласными в падежных окончаниях)
- Как проверить написание слов с этими орфограммами?
- Найдите в тексте фразеологический оборот. (Не тут-то было)

- Объясните его значение с помощью фразеологического словаря. (Ничего не получилось, не удалось осуществить что-либо)
- Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка)

Физминутка

- Представьте, что вы слепили огромные снежные шары и построили снеговика. Эти снеговики появились у нас в классе. Идем и выбираем себе снеговика.
- Обратите внимание на обратную сторону снеговика. Там стоит номер группы, в которой вы сейчас будете работать

Работа в группе

Задание: из данных предложений составить текст и выполнить индивидуальное задание для каждой группы. (Каждое предложение записано на отдельной карточке, ученики собирают текст)

1 группа: определить падеж выделенных существительных

Наступила долгожданная зима.
Часто идет снег.
Он покрыл поля, леса, крыши домов.

Замерзли реки, пруд за селом.
Рады ребятишки.
Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, кататься на коньках.

2 группа: найти 3 ошибки в словах.

Наступила далгожданная зима.
Часта идет снег.
Он покрыл поля, леса, крыши домов.

Замерзли реки, пруд за селом.
Рады ребятишки.
Теперь можно играть в снешки, ходить на лыжах, кататься на коньках.

3 группа: Выполните разбор по составу выделенных слов

Наступила долгожданная зима.
Часто идет снег.

Он покрыл поля, леса, крыши домов.
Замерзли реки, пруд за селом.
Рады ребятишки.
Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, кататься на коньках.

- Прочитайте текст. Расскажите о задании, которое вы выполняли.
- Молодцы!

Самостоятельная работа

- А сейчас предстоит поработать самостоятельно.

Тест

1. Обведите номера верных утверждений.

  • Имена существительные 3-го склонения в Д.п. имеют окончание –е.
  • Имена существительные 2-го склонения в Т.п. имеют окончания –ом, -ем.
  • Имена существительные 2-го склонения в П.п. имеют окончание –и.
  • Имена существительные 3-го склонения в Р.п. имеют окончание –и.

2. Обведите номер словосочетания, в котором существительное употреблено в том же падеже, что и существительное кролик в словосочетании кормил кролика.

  • долька апельсина;
  • постирал скатерть;
  • большая картина;
  • бескрайняя степь.

3. Обведите номер словосочетания, в котором имя существительное имеет следующие грамматические признаки: нарицательное, неодушевленное, женского рода.

  • поехал в бурю;
  • лежит на песке;
  • отобрал у мыши;
  • отъехал от Москвы.

4. Обведите номера словосочетаний, где имена существительные имеют окончание -е.

  • пишет в тетрадк..
  • расцвел на сирен..
  • рисует в тетрад..
  • гостит у мамочк..
  • подошел к опушк..
  • мечтал о телефон..

5. Выберите номер строчки с нужными окончаниями и обведите цифру.

По легкой порош.. от березк.. к ел.. ведут следы белки.

  • -е,-е,-е;
  • -и,-е,-и;
  • -и,-и,-и;
  • -е,-и,-и.

6. Определите падеж, склонение, вставьте пропущенные окончания.

  • держал на ладон.. (в … падеже, … склонения);
  • ударил камн.. (в … падеже, … склонения);
  • цветы сирен.. (в … падеже, … склонения);
  • прошел по площад.. (в … падеже, … склонения).

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какие задачи вы поставили перед собой?
- Ребята, вспомните наш девиз урока: Птицу узнают в полете, а человека – в работе!

- Чтобы вы сказали о себе?
- Каким вы были в работе сегодня?

Домашнее задание

Стр. 129, упр. 245

Размер:
20.53 Kb
Скачали:
2