Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные падежные окончания имен существительных"

УМК: "Школа России".

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.

Цель урока: Организация деятельности обучающихся для повторения и закрепления знаний о правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи:

  1. обобщение и закрепление знаний о правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа;
  2. отработать умения применять эти знания в практических упражнениях.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник "Русский язык" 4 класс 1 часть.

Ход урока

Орг. момент

Учитель: Ребята, сегодня необычный урок. У нас гости.
- Улыбнемся друг другу, поздороваемся с гостями.

- Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости.
- Каждый день мы узнаем что-то новое, становимся умнее, мудрее.

- Знания – наше богатство, которые мы складываем в наш багаж, а когда они нам необходимы, мы их достаем и пользуемся. Где нам пригодятся знания, полученные на уроках русского языка? (Грамотно писать, грамотно говорить, правильно выражать свои мысли)

Чистописание

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной
Идешь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.

- О чем это стихотворение? (о профессиях)
- Запишите красиво на строчке слово Профессия.
- Какие буквы надо запомнить в этом слове? (ответы учащихся)

- Какие это орфограммы?
- Сколько в слове слогов? (4)
- Какой ударный? (2)

- Дайте характеристику предпоследнему звуку. (Й)
- Рядом запишите слово "Профессия" разделяя его для переноса. (Про-фес-сия)

- Как переносим слова с удвоенным согласным?, - что делаем, если в слоге 1 буква?
- Сегодня на уроке, мы вспомним представителей только одной профессии, отгадайте какой.

Дайте вы ему продукты:
Мясо, овощи и фрукты,
Рис, картофель…
И тогда...
Ждет вас вкусная еда! (повар)

- Чем занимаются люди этой профессии?
- Вот и мы попытаемся сегодня приготовить блюдо. Только оно будет из необычных ингредиентов.

- На столе лежат кружочки розовые и голубые, которыми вы будете оценивать свою работу на уроке и складывать их в кастрюльки. (пластиковые одноразовые тарелочки)
- Оцените, как вы аккуратно, красиво, правильно соединяя все буквы написали слово Профессия.

Актуализация знаний

- Определите, какой частью речи является слово профессия?
- Что такое имя существительное? (обозначнает предметы, явления, события и т.д.)
- Назовите грамматические признаки существительных.

- Что такое склонение существительных?
- Сколько типов склонения в русском языке? (1, 2, 3)
- Вспомните алгоритм, как определить склонение у существительных? (н.ф., род, оконч)

- Сколько падежей в русском языке? (6)
- В каком падеже стоит существительное, отвечающее на вопрос Кому? (Дательном)
- Какой падеж имеет вспомогательное слово "Нет"? (Родительном)

- Существительные в каком падеже не употребляются без предлога? (Предложном)
- В каких падежах существительные отвечают на вопрос Что? (Именительном, винительном)

Определение темы и цели урока

- Для чего нужно определять склонение и падеж? (Чтобы правильно написать бузудароное окончание)
- Попробуйте определить тему урока.
- Что должны будем вспомнить?

- Вы хорошо справились с блиц-опросом.
- И если вы считаете, что вопросы были простые и вы знали ответ, то положите голубой кружочек в вашу кастрюльку.

Работа по теме урока

- Возьмите белую карточку. Слева запишите названия падежей. Просклоняйте с вопросами слова молоко и пирог.
- Прочитайте, как изменилось слова молоко, пирог. Сверьте с доской.

- С этим заданием вы справились и положите еще один ингредиент в вашу кастрюльку.
- А если существительное уже стоит в форме какого-либо падежа в предложении или словосочетании. Как определить падеж?

- Что нужно знать, чтобы определить падеж?
- Возьмите фиолетовую карточку. Здесь написаны пары слов.
- Прочитайте. Работать будете в группах. Поставьте крестик сверху над главным словом, и определите падеж у зависимого.

  • салат из моркови (Родительный)
  • клубника в молоке (Предложный)
  • пригласить к ужину (Дательный)
  • съели виноград (Винительный)
  • чай с сахаром (Тварительный)
  • созрела ягода (Именительный)

- Какая пара слов будет лишней? Почему
- В каких парах слов было затруднительно определить падеж? Почему? Как отличить Именительный и Винительный падеж? (чл. предл, предлог, действие, вижу, нет)
- В каких еще падежах одинаковые вопросы? Как отличить Винительный от Родительный? (Существительное 1 склонения)

- Если вы определили правильно падежи, положите карточку в кастрюльку.
- Что происходит со словом, когда вы изменяете его падеж?
- Какую орфограмму связанную с изменением по падежам вы знаете? (безударные падежные окончания)

- Вспомните, что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительных? Алгоритм.
- Посмотрите на экран. Пользуясь алгоритмом выполните следующее задание.

На полк… в тарелк… (сл) лежал (лежа) помидор (сл) и кусочек (ик-ек выпадает кусочка) морков… .

- Прочитайте предложение. Спишите его в тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.
- К доске один ребенок. Расскажите как определить, какую букву нужно вставить.
- Определите склонение и падеж существительных.

- Какие еще знакомые орфограммы вы встретили в предложении?
- Оцените работу своего соседа.

Закрепление

Р…бята пригласили к уж..ну г..стей. В ваз.. кр..снели спелые п..м..доры. На ст…ле было много зелен.. и ягод. На тарелк.. л..жал апп..титный салат из морков.. . От клубник.. и м..лины шел душ..стый аромат.

- Следующее задание на отметку. Я проверю, как вы умеете определять безударные падежные окончания, но алгоритм спрячу.
- Возьмите желтые карточки с текстом. Подпишите.
- Вставьте пропущенные буквы.

- Выпишите 4 предложение. Подчеркните грамматическую основу и определите второстепенные члены.
- Выпишите словосочетание "Из моркови" – разберите как часть речи.
- Кому было легко выполнять это задание, положите голубой кружочек в кастрюльку

Итог урока. Рефлексия

- Давайте подведем итог. Что повторили на уроке? (учащиеся отвечают на вопросы педагога)
- Как определить склонение существительных?
- Как определить падеж существительных?

- Как правильно написать безударные падежные окончания существительных?
- Где могут пригодиться знания падежей? (грамотно говорить, писать)
- А еще слова с какими орфограммами вам встречались сегодня на уроке почти в каждом задании? (непроверяемыми орфогр.)

Притча

Три человека возили в тележках камни. Подошел прохожий и спросил одного "Что ты здесь делаешь?". Остановившись и вытерев пот, первый ответил "Я таскаю камни". Тот же вопрос задал второму. И он ответил: "Это моя работа, я зарабатываю деньги". Третий, услышав вопрос ответил "Я строю храм".

- Так пусть же ваша работа на уроке не будет вам в тягость как камень, и только ради отметки.
- Пусть каждый из вас построит свой храм знаний, которые так необходимы в жизни.

- А сумели ли мы с вами закрепить знания, вы увидите в своей кастрюльке. Посмотрите, что вы сегодня наварили.
- Оцените вашу работу на уроке. Возьмите из конверта фигурку поваренка синего цвета, если все получалось и не было трудностей.

- Поваренка розового цвета, если еще нужно поработать и поучить.
- Повар, когда приготовит блюдо, в конце добавляет какую-нибудь приправу для аромата.

- Я тоже хочу добавить - ыы хорошо поработали и поэтому молодцы!
- Спасибо за урок!

Размер:
22.12 Kb
Скачали:
16