Проверочные диктанты с грамматическим заданием 4 класс IV четверть

Проверочные диктанты с заданиями 4 класс 4 четверть по темам:

Спряжение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам

Глаголы 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени

Глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ

Глаголы в прошедшем времени

Наречие

Проверочные диктанты с грамматическим заданием 4 класс IV четверть

Проверочные диктанты по теме «Спряжение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»

Карлуха

Карлуха - воронёнок. Живёт он во дворе. Тут он делает всё что хочет. Очень любит всё прятать.

Прячет - что в клюв попадёт: корки, кожуру от колбасы, камешки. Прячет он так. Шагает и по сторонам смотрит. Высмотрит местечко укромное — тык в него носом. Положит и сверху травой прикроет. Поглядит вокруг - не видит ли кто? И дальше пошагает.

Раз он пуговицу прятал. Сунул её в высокую траву и стал прикрывать. Колосок пригнёт - колосок распрямится. Ромашкой, метёлкой попробует - не выходит. Старался-старался, а пуговица сверху лежит. Растерялся Карлуха. Да как каркнет от удивления! А сороки нахальные уже близко в кустах тарахтят. Перепрятал воронёнок пуговицу под кирпич. Но пуговицу у него всё равно украли.

По В. Бианки

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по три глагола I и II спряжения. Укажите их число и лицо.

2. Подберите к данным глаголам синонимы и запишите их в том же лице и числе.

Шагает - ..., охраняешь - ..., смотрят - ..., пылают - ...

3. Спишите предложения, вставьте близкие по значению глагол настоящего времени.

Путник устало ... по тропе.

Сквозь чащу... лось.

По улице ... рота молодых солдат.

 

Смородинка

Однажды папа принёс Тане пучок зелёных прутиков. Это были смородиновые черенки. Разглядывает Таня черенки и удивляется. Палочки как палочки - чуть длиннее карандаша. Как же из этих палочек вырастет смородина?

В палисаднике перед избой принялась Таня землю вскапывать. Дерн снимает, комья разбивает, лопухи и репейники выкапывает. Нелегкая это работа. Зато земля стала рыхлой и мягкой. Затем разметила шнурком и колышками землю и посадила смородиновые черенки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики А ещё через год они зацвели и дали первые ягодки. Угощает Таня всех смородиной. А люди радуются и хвалят девочку. По Е. Пермяку

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста пять глаголов в настоящем времени. Укажите их лицо и число.

2. Разберите по составу глаголы вырастет, разбивает, хвалят.

3. Спишите текст, употребив глаголы в настоящем или будущем времени.

Сегодня (придти) гости. Мама (печь) пирог. Сестра (делать) уборку. Я (накрыть) на стол.

 

Страшный рассказ

Мальчики Шура и Петя остались одни. В этот вечер мама с папой ушли в гости. Стемнело. Ребята умылись, разделись и лепи спать. Лежат и молчат.

В комнате темно. И в темноте по стене кто-то ползает и шуршит. Сначала мальчики храбрились. Но вдруг Петя слышит -за дверью в сенях кто-то топает. Он как бросится Шуре на кровать! Закрылись с головой одеялом. Лежат тихо-тихо. А через одеяло всё равно слышно, как кто-то ходит и топает.

Но тут пришли мама с папой. Зажгли они свет. Петя и Шура им всё рассказали. Стали мама с папой смотреть во всех углах! Вдруг кто-то как пробежит вдоль стены. Смотрят – да это ежик!

Хотели взять его на руки, а он колючками колет. Закатали его в шапку и унесли в чулан. Так и прожил ежик с ребятами на даче всё лето. По Е. Чарушину

Грамматическое задание

1. Измените глаголы по лицам и числам.

Слышит, лежат.

2. Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу глаголы I спряжения 2-го лица или II спряжения 3-го лица множественного числа и запишите получившиеся словосочетания.

Пилой ..., ножом ..., клеем ..., рубанком ..., топором ..., сверлом ..., отвёрткой ..., косой ....

3. Составьте и запишите текст, используя пять-шесть глаголов-исключений.

 

Леший*

Жители далёкой деревни забеспокоились. В их любимом лесу завёлся леший. Там девочки и мальчики ягоды и грибы собирали. А теперь как настанет ночь, кто-то в лесу хохочет, аукает, кричит. Да тут ещё стали пропадать молодые куры, утки, гусята. Дети и женщины даже днём перестали в лес ходить. Наконец, молодой крестьянин Егор вызвался помочь.

Дождался Егор вечера, взял мешок, ружьё и отправился в лес. Только утром он показался из лесу. Он тащил в мешке что-то большое и живое. Одна рука у Егора была обмотана тряпкой. На тряпке - кровь.

Вытряхивает Егор из мешка невиданную птицу, мохнатую, с ушами и красными глазами. Она кривым клювом щёлкает, глазищами водит, острыми глазами землю царапает. Поняли люди, что за леший проказит. Это был филин. По К. Ушинскому

Грамматическое задание

1. Запишите глаголы-исключения, значения которых указаны ниже, в 3-м лице единственного числа.

а) Вести стадо на пастбище.

б) Вдыхать и выдыхать воздух.

в) Воспринимать окружающий мир с помощью органов зрения.

г) Испытывать ненависть к кому-либо.

д) Не давать упасть, вырваться.

2. К данным устойчивым выражениям подберите близкие по значению глаголы в той же форме.

Гладит по головке - ..., пропускает мимо ушей - ..., зарубите на носу - ..., клюём носом -... .

3. К каждой паре слов подберите один глагол так, чтобы в первом случае он был употреблён в прямом значении, а во втором - в переносном.

Он..., река...; костры..., щёки...; вода..., музыка... .

 

Проверочные диктанты по теме «Глаголы 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени»

Голубое пятно

Что вокруг озера - видно, а что внутри - нет. Смотришь в воду, а видишь облака и деревья. Видишь то, чего там нет, а что есть - не видишь. Пока не опустишься в глубину.

Наверху растут привычные кусты, а внизу - подводные. В подводных кустах живут не птицы, а рыбы. Окуни присаживаются на коряги, как птицы на сучья. Наверху бродят звери, а внизу разве что рак проползёт. Наверху листья кувшинок широкие, а под водой они свёрнуты в кульки. Не увидишь на земле губки-бодяги — они растут на дне.

Опустишься под воду, оставишь всё на берегу: одежду, оружие и даже земные привычки. Захватишь с собой любознательность и терпение. Без них весь мир будет сплошным белым пятном. По Н. Сладкову

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста пять глаголов 2-го лица единственного числа. Укажите их спряжение.

2. Разберите по составу глаголы увидишь, захватишь.

3. Составьте и запишите предложения по схемам.

а) Кто? что делаешь? какую? что?

б) Куда? кто? что делаешь? когда?

 

Деревья

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья. Словно старых друзей похлопываешь по спине. Стволы у деревьев тёплые, как тело живое. Они чуть покачиваются, будто дышат...

А вершины их гудят то грозно, то ласково. Листья лопочут зелёными язычками. К стволу прислонишься, как к плечу друга. Вот одно дерево. Плечо у него гладкое, скользкое. Это молодая берёзка. А этот ствол весь в пупырышках. Ты видишь осину. У этого дерева кора вся в бороздках. Похоже на морщинки или на кожу слона. Это кора дуба.

Когда живёшь всю жизнь с деревьями плечом к плечу - понимаешь их. И хочется стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать. По В. Бианки

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста пять глаголов 2-го лица единственного числа. Укажите их спряжение.

2. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные окончания глаголов.

Напишешь - не сотр.. .

Нет друга - так ищи, а найд.. - береги.

Какую дружбу завед.., такую жизнь провед.. .

Что земле дашь, то от неё и получ.. .

3. Подберите к данным глаголам антонимы в той же форме.

Разрушит - ..., вспомнит - ..., продаст - ..., начнёт -  … .

 

Роса на траве

Когда ты в солнечное утро пойдёшь в лес, то на листьях, на траве видны алмазы. Все эти алмазы блестят и переливаются разными цветами. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. Поэтому капли росы катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, капелька скатится. И не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. А тихонько сорвешь такую чашечку - поднесёшь ко рту и выпьешь росинку. Росинка эта вкуснее всякого напитка покажется. По Л. Толстому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста пять глаголов 2-го лица единственного числа. Укажите их спряжение.

2. Запишите глаголы в два столбика: 1) I спряжения; 2) II спряжения. Вставьте пропущенные буквы.

Готов..шь, сажа..шь, глад..шь, обеда..шь, выглад..шь, суд..шь, глота..шь, рису..шь.

3. Вспомните и запишите пословицу с глаголами 2-го лица единственного числа.

 

Утро в лесу*

Если ночуешь в лесу, то всегда просыпаешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Не удержишься и выйдешь поутру на воздух. И тогда откроешь удивительный мир рядом с твоей палаткой. В рассветный час отчётливее слышишь звуки и видишь краски леса. Первые лучи солнца играют на влажной от росы траве. Суетливые муравьи уже проснулись и снуют между травинками. Утреннее пение птиц слушаешь с восторгом и почитанием.

Погуляешь по лесу, сядешь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься свежим воздухом. Умоешься росой и наполнишь бодростью своё тело.

Грамматическое задание

1. Составьте и запишите пять вопросов с глаголами 2-го лица единственного числа.

2. Подберите к данным глаголам антонимы в той же форме.

Вспомнишь -..., найдёшь -..., вымокнешь -..., возьмёшь -... .

3. Составьте из слов пословицы и запишите их. Глаголы поставьте в форму 2-го лица единственного числа.

а) Поспешить, людей, насмешить.

б) Тише, дальше, ехать, быть.

в) Что, посеять, то пожать.

г) Шило, в, таить, мешок, не.

 

Проверочные диктанты по теме «Глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ»

Прошка

Попал солдат Прошка в денщики к Суворову. Обрадовался солдат, думал - повезло. Не надо будет рано вставать, заниматься военным делом-.

Но в первый же день рано утром будят Прошку, трясут за ногу. Открыл солдат глаза, смотрит - Суворов. Оказывается, Суворов раньше всех в армии поднимался. Приказал фельдмаршал притащить холодной воды и стал обливаться. Приказал Суворов Прошке тоже облиться. Ёжится солдат с непривычки, вскрикивает от холода, а Суворов смеётся.

Началась у Прошки не жизнь, а страдание. Устроит Суворов осмотр постов, и Прошка целый день в седле трясётся. Устроит ночью проверку караулов — Прошке снова не спать.

Хотел солдат обратно в роту попроситься. Потом привык, привязался к Суворову и служил ему верой и правдой. По С. Алексееву

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три глагола на -ТЬСЯ, -ТСЯ. Поставьте к ним вопросы.

2. Подберите к данным глаголам синонимы в той же форме с суффиксом -СЯ.

Блестит — ..., работать - ..., хохочет - ..., важничать -... .

3. Спишите стихотворение, вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Где тут -ТСЯ? Где тут -ТЬСЯ?

Надо разобрат..ся.

Что делать? Учит..ся.

то делает? Учит..ся.

Превосходный ученик

Из него получит..ся. По Э. Успенскому

 

Трус

Дело было в Крыму. Один мальчик пошёл ловить рыбу, начал спускаться с крутого и скользкого берега, увидел под собой острые камни и испугался. Остановился и с места сдвинуться не может.

А внизу, в море, был рыбак с дочкой. Девочка стала смеяться над мальчиком и показывать на него пальцем. Мальчику стало стыдно. Он стал притворяться, что сидит просто так. Он даже снял шапку и стал ею обмахиваться. Вдруг подул ветер, вырвал из рук мальчика удочку и бросил её вниз. Папа что-то сказал дочке. Она выскочила из лодки и зашагала к берегу. Взяла удочку и пошла обратно.

Мальчик так рассердился, что забыл о страхе и кубарем скатился вниз. Он догнал девочку и схватил её за руку. Девочка засмеялась и отдала удочку. Она взяла её, чтобы мальчишка слез вниз. Раз трус, значит, и жадина. По Л. Пантелееву

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три глагола на -ТЬСЯ, -ТСЯ. Поставьте к ним вопросы.

2. Подберите к данным глаголам синонимы с суффиксом -СЯ.

Плакать - ..., плестись - ..., медлить - ... .

3. Спишите пословицы, вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Умный любит учит..ся.

Счастье в воздухе не вьёт..ся, а руками достаёт..ся.

 

Глупые обезьянки

Две обезьянки-матери кормили своих детёнышей. Одна мартышка была старая, опытная мать и крепко держала своего малыша. А молодая мартышка всё время дремала. Сидит она, руки у неё разжимаются, опускаются - вот-вот ребёнок вывалится из рук и упадёт.

Увидала это старая мартышка и дёрнула её за ухо. Молодая мартышка проснулась и подхватила покрепче своего ребёночка. Снова мамаши рядом сидят и кормят своих ребят. Немного погодя молодая снова стала клевать носом и наклоняться. Тогда старая её легонько в бок легонько кулаком ткнула. Молодая снова вздрогнула, выпрямилась и обняла детёныша. Около клетки стоят люди и восхищаются обезьянками. Как они друг друга учат, какие умницы!

Но тут молодая обезьянка опять заснула. А старая как дёрнет её за хвост! И они давай драться! Дети на пол свалились, плачут. Вот тебе и умницы! По Е. Чарушину

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по два глагола на -ТЬСЯ и -ТСЯ. Поставьте к ним вопросы.

2. Составьте и запишите словосочетания с данными словами.

Спускаться, научиться, лечится, остаются.

3. Спишите загадки, допишите последнее слово. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Хоть горька она, но с ней

Будет кушанье вкусней.

Мясо коль поесть случит..ся,

Тут же ищем, где... .

Желтокожая она,

Ароматна и вкусна.

Хорошо под солнцем ныне

На бахче живёт..ся... .

 

Трудный овражек* 

Володя приехал на каникулы из училища. Не успел как следует оглядеться, со всеми поздороваться, как сестрёнка Варя сообщила ему новость. Ребята из их школы к лыжным соревнованиям готовятся. Мальчик схватил одежду и хотел к ребятам бежать. Но мама заставила его раздеться и сесть за стол.

За обедом Варя сказала, что тоже соревноваться будет. Володя удивился - Варя не умела кататься. Но девочка обиделась и по звала брата на улицу. Они побежал вперёд. Дальше по лыжне би трудный овражек. Всю дорогу мчишься хорошо, а там обязательно упадёшь. Но Варя всё же решила скатиться. Пригнулась, подняла1 повыше палки, нырнула в овраг, но упала.

Весь вечер брат учил Варю скатываться с горы. Девочка много раз падала, но победила трудный овражек. Варя шла домой и представляла, как катится по лыжне, обгоняет ребят и никаких трудных овражков не боится. По Л. Воронковой

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по три глагола на -ТЬСЯ и -ТСЯ. Поставьте к ним вопросы.

2. Подберите к данным глаголам синонимы с суффиксом -СЯ.

Грустить - ..., хохочет - ..., спешить - ..., воевать - ... .

3. Спишите пословицы, вставьте подходящие по смыслу глаголы.

Любишь..., люби и саночки возить.

Утопающий и за соломинку... .

Всё хорошо, что хорошо ... .

 

Проверочные диктанты по теме «Глаголы в прошедшем времени»

На катке

Был солнечный день. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка ездила от скамейки к скамейке. Она смешно растопыривала руки. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Тот катался хорошо. Он выделывал разные фокусы: ехал на одной ноге, кружился. Мальчики громко хвалили Витю.

Но вот мальчик круто завернул и наскочил на девочку. Она упала и ушибла коленку. Витя испугался за малышку и подъехал к ней. Но тут сзади послышался смех. Витя подумал - это мальчишки над ним смеялись. Он отвернулся от девочки и обозвал её плаксой.

Все трое взялись за руки и весело заскользили по льду. А маленькая девочка одна сидела на скамейке, тёрла коленку и плакала. По В. Осеевой

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по три глагола, которые отвечают на вопросы что делал? что сделал?

2. Запишите глаголы в прошедшем времени.

Понять - понимать, изменить наступать - наступить.

3. Спишите предложения, употребив глаголы в нужной форме.

Удача (окрылил) спортсмена. Солнце (взошёл) на небо. Луг (пестрел) цветами.

 

Две лягушки

Жили-были две лягушки. Одна была храбрая и сильная, другая - ленивая и трусливая. Вышли они однажды ночью погулять. Увидели дом и забрались в погреб. Прыгали там, прыгали и свалились в горшок со сметаной.

Стали они барахтаться, но стенки горшка были высокие и скользкие. Ленивая лягушка поплавала немного и перестала - всё равно не выбраться. А вторая лягушка - та не такая была. Не стала сдаваться. Из последних сил боролась с лягушачьей смертью.

И вдруг почувствовала под ногами что-то крепкое и надёжное. Посмотрела и видит -стоит она на комке масла. Вылезла из горшка и домой попрыгала. А вторая лягушка осталась лежать в горшке. По Л. Пантелееву

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три глагола прошедшего времени. Выделите в них суффиксы.

2. Образуйте форму прошедшего времени отданных глаголов. Выделите в них суффиксы.

Стелить -..., слышать -..., брить -..., гнать -..., вертеть -....

3. Составьте и запишите два предложения о весне так, чтобы в первом предложении-глагол стоял в настоящем времени, а во втором – в прошедшем.

 

Новый голосок

В гнезде чайки лежали три яйца. Одно яичко зашевелилось. Ему не терпелось. Будь его воля - выскочило бы из гнезда и покатилось по бережку. Вдруг яйцо захрустело. Выкрошилась на тупом конце дырочка. И из дырочки высунулся клюв. Клюв раскрылся от удивления. Ещё бы: стало свежо и светло. И чайчонок вдруг струсил. Может, не стоит совать свой нос в незнакомый мир?

Но солнце грело. Покачивались зелёные травинки. Плескались волны. Чайчонок упёрся лапками в пол, и скорлупа раскололась. Малыш испугался и запищал.

Появилась в нашем мире новая чайка. Зазвучал в хоре голосов, голосищ, голосишек новый голосок. Он был робок и тих. Но он зазвучал. И его услышали все. По Н. Сладкову

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по одному глаголу прошедшего времени женского, мужского и среднего рода. Выделите в них суффиксы.

2. Спишите словосочетания, употребив глаголы в прошедшем времени. Составьте и запишите предложение с одним из этих словосочетаний.

(Упасть) в воду, (забежать) за тучи, (посмотреть) в окно, (сверкнуть) в небе.

3. Запишите глаголы, значения которых указаны, в прошедшем времени.

а) Проливать слёзы.

б) Возводить здание.

в) Рассыпать семена в почву.

г) Превращаться в жидкость под действием тепла.

 

Мишка*

Не везло Суворову на лошадей. Двух первых коней ранило в бою. Третья лошадь оказалась глупой. Но вот донские казаки подарили Суворову Мишку. Уши торчком, землю скребёт копытом. Не конь, а огонь! Понравился Суворову конь. Сдружились они с ним и понимали друг друга без слов.

Лихим оказался Мишка и в бою. Но и у лошади жизнь солдатская. В одном из сражений ранило Мишку в ногу. Захромал конь. Суворов докторов бранил, требовал вылечить Мишку. Но лечение не помогло. От хромоты конь не избавился.

Пришлось Суворову расстаться с верным товарищем. Отправил фельдмаршал коня к себе в имение. Коня чистили, выгуливали, хорошо кормили. Фельдмаршал долго помнил лихого донца. Лучше коня у него не было. По С. Алексееву

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по одному глаголу прошедшего времени женского, мужского и среднего рода. Выделите в них суффиксы.

2. Подберите к данным глаголам синонимы и запишите их в форме 3-го лица единственного числа настоящего времени, 2-го лица единственного числа и в форме прошедшего времени.

Заметить, дремать, робеть, парить, бросать.

3. Запишите близкие по значению фразеологизмы парами.

Кот наплакал, и был таков, капля в море, как ветром сдуло.

 

Проверочные диктанты по теме «Наречие»

Гроза

Один раз меня послали в лес за грибами. Я набрал много грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, загремело, и пошел дождь. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния. Глазам стало больно от света. Я крепко зажмурился. Над моей головой что-то затрещало. Потом меня что-то ударило по голове. Я упал.

Я очнулся после дождя. По всему лесу капало с деревьев Звонко пели птицы. Ярко светило солнце. Моя одежда была мокрая. На голове была шишка. Было немного больно.

Я взял грибы и быстро побежал домой. Дома никого не было. Я лёг на печку и уснул. Когда я проснулся, в доме вкусно пахло грибами. По Л. Толстому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста пять наречий. Поставьте к ним вопросы.

2. Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия и запишите получившиеся словосочетания.

Кричать..., прыгать..., бегать..., спать..., писать... .

3. Подберите к данным наречиям антонимы.

Громко - ..., рано - ..., медленно - ..., снизу - ... .

 

Варан собирает дань

След варана тянется через барханы от одного городка песчанок к другому. Песчаный крокодил собирает дань. Вот он появился и сунул морду в крайнюю нору. Под землёй сразу начинается переполох. Песчанки топают, возятся, перебегают из одних нор в другие. Пыль взлетает высоко вверх. А внизу под землёй уже хозяйничает варан. Он продирается сквозь лабиринты узких ходов и наводит ужас и панику. Достаётся тут и хозяевам, и жильцам. Песчанка замешкалась - очень хорошо. Удавчик заспался - тоже неплохо! Фаланга, скорпион, песчаный таракан - вполне съедобно. Молодая агама, геккон - лучше и не надо!

Но сегодня варану не повезло. Все тупики облазил, а нашёл только компанию бабочек. От жары они спрятались под землю. Бабочки - пища легковесная, суховатая. От неё в горле першит. Но и бабочками можно перекусить.

Высунул голову из норы, облизался, зевнул во всю зубастую щучью пасть и медленно, вразвалку пошагал дальше. Потянулся вараний след через барханы к новому городку. По Н. Сладкову

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста наречия, которые отвечают на вопросы куда? как? где?                                                

2. Образуйте от данных прилагательных наречия с суффиксом - О.

Чистый - ..., низкий - ..., ранний - ..., светлый - ..., умный..., быстрый - ... .

3. Составьте и запишите небольшой текст на тему «В лесу», используя наречия.

 

Раки

Речка Берёзовка хоть и маленькая, да рыбная. А вот раков в Берёзовке нет. Перевелись, да и всё. Тиша с Ваней их давно не ловили. А в соседней речке Вертушинке раки не переводились. Только ходить туда было далеко. Через лес да ещё через болото.

Дед рассказывал Ване, что раков раньше много было. И Тишина бабушка это рассказывала. Предложил Тиша Ване наловить по корзине вертушинских раков и выпустить их в Берёзовку. Ваня отказался. Пока они разведутся, их ребята повыловят.

Не стал спорить Тиша, хоть и знал - нельзя всех раков выловить. Пусть сотня, а останется. А эта сотня много икры вымечет. Раков потом и не сосчитаешь. На этом и кончился разговор.

Прошёл год. Ваня и Тиша уже в третий класс перешли. Как раньше, в выходные удили рыбу. Однажды закинул Ваня крючок и поймал озорного рачонка. Обрадовался Ваня и показал рачка Тише.

А Тиша больше Вани обрадовался. Не зря он прошлым летом на Вертушинку ходил. Страшно было - один, через лес да ещё через болото. По Е. Пермяку

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста наречия, которые отвечают на вопросы когда? куда? как? где?

2. Образуйте отданных прилагательных наречия с суффиксом -О.

Ловкий - ..., скорый - ..., высокий - ..., поздний - ..., жаркий - ..., торопливый - ... .

3. К данным наречиям подберите антонимы. Составьте и запишите с ними словосочетания.

Холодно, правильно, печально, тихо.

 

Дерзость*

В бою под Фокшанами турки расположили свою артиллерию хитро. С тыла, за спиной, у них оказалось болото. Позиция для пушек - лучше не сыщешь. Сзади неприятель не пройдёт и с флангов не обойдёт. Спокойны турки.

Однако Суворов не побоялся болота. Прошли суворовские богатыри через топи. Как гром среди ясного неба напали они на турецкую артиллерию сзади. Захватил Суворов турецкие пушки.

И турки, и австрийцы, и сами русские осуждали манёвр Суворова - рискованно, дерзко. Хорошо, что прошли через топи солдаты. А вдруг не прошли бы?

Но прежде чем пустить войска через болота, Суворов отрядил бывалых солдат на разведку. А те вдоль и поперёк излазили топи и выбрали надежный путь для своих товарищей. Суворов берёг солдат и действовал наверняка. Однако мало кто про это знал. По С. Алексееву

Грамматическое задание

1. От данных имён прилагательных образуйте наречия с суффиксом -Е.

Мягкий - ..., лучший - …, низкий - …, неуклюжий -..., искренний - ... .

2. Замените фразеологизмы наречиями и запишите их.

Сломя голову, спустя рукава, как курица лапой, высунув язык.

3. Вспомните и запишите две-три пословицы с наречиями.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: диктант, русский язык, 4 класс