Проверочные диктанты с грамматическим заданием 4 класс

В 4 классе учащиеся начальной школы в конце года пишут ВПР по русскому языку, поэтому тренировка в написании диктантов необходима.

Чтобы успешно выполнять грамматические задания, к этому времени ученик 4 класса по русскому языку должен освоить:

  • правильное написание слов на основе знания изученных орфограмм с 1 по 4 класс;
  • разбор по слова по составу;
  • фонетический разбор слова;
  • морфологический разбор слова;
  • синтаксический разбор предложения;
  • написание сочинения и изложения на предложенную тему;
  • работа с текстом: деление на части, составление плана, пересказ, осмысление;
  • работа с толковым словарем: подбор синонимов и антонимов, различие многозначных слов.

Проверочные диктанты с грамматическим заданием за полугодие 4 класс

2 четверть

Проверочные диктанты по теме «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения»

Резиновая лодка

Мы купили для рыбной ловли резиновую лодку. Белый мохнатый щенок Мурзик лаял на неё с берега. Мурзик изводил нас попытками всё сгрызть. Пёс добрался и до лодки.

Он долго пытался ухватить лодку за борт. Но она была туго надута. Тогда Мурзик полез в лодку и нашёл там резиновую пробку. Пробкой был заткнут клапан. Мурзик лёг, зажал пробку между зубами и начал грызть.

Через час он её разгрыз. Густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, подняла на Мурзике шерсть и выбросила щенка в кусты крапивы.

Пришлось наказать собаку. Щенка нашлёпали и привязали верёвкой к забору. После этой истории Мурзик привык к лодке и всегда спал в ней. По К. Паустовскому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста имена существительные 1 -го склонения. Выделите в них окончания.

2. Запишите слова в дательном и предложном падежах.

Лодка, крапива.

3. Замените выделенные имена существительные антонимами и запишите получившиеся словосочетания.

Вспоминать о зиме, новость о поражении, мечтать о войне.

 

Яшка

Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной был вольер. В клетке жили два больших черных ворона – ворон и ворониха.

Вдруг один ворон подскочил к самой решетке, посмотрел на меня и попросил человеческим голосом горошку.

Я испугался и растерялся. Гороха у меня в кармане не было. Зато было целое пирожное и новенькая, блестящая копеечка.

Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом. Ворон ускакал с монеткой в угол и засунул в щёлку. Пришлось отдать и пирожное.

Яша сначала покормил пирожным ворониху. Потом сам съел свою половину. Какая интересная и умная птица! По Е. Чарушину

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста словосочетания с именами существительными 1-го склонения. Выделите окончания существительных и запищу вопросы, на которые они отвечают.

2. Спишите предложение, употребив имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже.

Брат звонит (мама, Серёжа, дядя).

3. Подберите к данным именам существительным синонимы - имена существительные 1-го склонения. Составьте и запишите словосочетания с этими словами.                                                 

Алфавит, зной, сражение.

 

Лесная красавица

Пролетело жаркое лето. Пришёл черёд осенней поре. Деревья готовятся к зиме. Пожелтела листва на берёзе и липе. Краснеют и опадают листочки осинки. Только ёлочка не сбросит иголок. Но ёлка всё же меняет свой наряд. А происходит это постепенно. Для этого ёлке нужно около девяти лет. Потому мы не замечаем этой смены.

До поздней осени не спит лесная красавица. А зимой елочка засыпает. Мороз и метель не страшны моднице. В белой шапочке и белой накидке выглядит она нарядной. Тяжёлый снежный наряд не сломит у ёлки гибких ветвей.

Зимой в ельнике тепло. В нём ночуют птицы и звери. Еловые лапы не пропускают ветер и гонят мороз.

Придёт весна. Почувствует ёлочка её приход. Тогда и оживет лесная красавица.

Грамматическое задание

1. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания имен существительных.

От гвоздик.. к фиалк.., на ветк.. яблон.., по тропинк.. к речк.. .

2. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные 1-го склонения. Выделите окончания имён существительных.

На постели - …, у колыбели - …, о ночи - …, из тетради - … .

3. Подберите к данным именам существительным синонимы – имена существительные 1-го склонения. Составьте и запишите словосочетания с этими словами.

Ураган, бедность, книгохранилище. 

 

Ушан*

Однажды осенью возвращались мы с охоты. Слез я с телеги й пошёл рядом - ноги размять. Вдруг вижу - на дороге между листьев что-то темнеет. Нагнулся, смотрю - зайчонок, да такой маленький! Взял я малыша на руки, а он съежился на ладошке. Сидит, дрожит, а бежать и не собирается.

Решил зайчишку домой взять. У меня он может и выжить. А в лесу погибнет - уж очень поздно родился. Ведь скоро зима настанет. Замёрзнет бедняга или попадет лисе на завтрак.

Дома мама налила в блюдечко молока и дала зайке. Только он пить не смог — мал ещё, не умеет. Тогда мы взяли пузырёк, вылили туда молоко, надели на пузырек соску и дали зайчонку.

Прижился у нас зайка. Прыгает по комнатам, людей не боится.

Прошло три месяца. Вырос наш заяц, совсем большой стал. Прозвали мы его Ушан. Жить он устроился под печкой. Как испугается - прыгает прямо туда. По Г. Скребицкому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания «гл.+ сущ. 1-го скл.». Укажите падеж имён существительных.

2. Подберите к данным именам существительным синонимы - имена существительные 1 -го склонения. Составьте и запишите словосочетания с этими словами. Укажите падеж имён существительных и выделите в них окончания.

Отец, холод, село.

3. Составьте из слов пословицы и запишите их. Выделите окончания имен существительных.

а) Букварь, без, грамматика, не учатся, и, математика.

б) Чужая, на, сторонушка, рад, своя, воронушка.

 

Проверочные диктанты по теме «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения»

Сиротка

Принесли ребята к нам сорочонка. Он ещё и летать не умел. Кормили мы малыша творогом, хлебом, мясом. Он все ел и быстро вырос красивой птицей.

Только вот не смогли мы ее научить есть самостоятельно. Мама выйдет на балкон, а сорока рот раскрывает и просит корма. Сунет ему в рот хлеба или каши – съест. А сама с тарелки взять не может. Мама прозвала птицу Сироткой.

Раз я ушел на рыбалку. Сиротка выбросил на дворе оставив кормит птицу. Вернулся я к вечеру и выбросил на дворе оставшихся червей. Петух Петрович подметил добычу и начал звать кур. Но те разбрелись. Вдруг сорока подлетела к петуху и клюв раскрыла. Петух обрадовался, взял червя и трясет перед Сироткой. Та смотрела, смотрела и схватила червя. Петух стал червей на земле клювом показывать и сам клюет. Сорока пригляделась и съела червяка прямо с земли. Так Петрович за один раз объяснил Сиротке, как надо есть. По Г. Скребицкому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста пять имён существительных 2-го склонения. Выделите в них окончания.

2. Спишите словосочетания, употребив имена существительные, данные в скобках, в творительном падеже.

Дружил с (Игорь), летала над (гнездо), строить за (забор), гордился (брат), висит за (окно).

3. Спишите устойчивые словосочетания, вставьте пропущенные окончания имён существительных. Рядом запишите близкие по смыслу выражения. В каждом случае укажите падеж существительного палец.

Образец: знать как свои пять пальцев — знать очень хорошо.

Обвести вокруг пальца - ..., по пальц.. можно пересчитать - ..., попасть пальц.. в небо — ....

 

Главный певец

Принесла Весна-Красна на крыльях птичьи трели. Давно слышны радостные песни жаворонка. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в лазурном небе. В садике звенят на все лады зяблики. Ярким звоном песни дрозда наполнен лес. Все они поют в дружном хоре лесных птиц. Но главный певец лесов России ещё не прилетел. Нет пока соловья.

И вот появилась серенькая птичка с умными чёрными глазками. Она совсем невзрачная, ростом чуть больше воробья. И зазвучал настоящий гимн красавице весне. У этой маленькой птички чудесный голосок. И нет в мире голоса богаче и красивее. По Д. Кайгородову

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания с именами существительными 2-го склонения. Укажите падеж имён существительных и выделите в них окончания.

2. Спишите словосочетания, употребив имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже. Выделите окончания имён существительных.

Греться (солнце), купаться (озеро), рассказать (друг), гулять (парк).

3. Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу имена существительные в творительном падеже, которые обозначают названия видов спорта, и запишите получившиеся словосочетания.    

Заниматься..., увлекается..., интересуется..., восхищаться

 

Песочное одеяльце

Детом круглоголовка под песочным одеяльцем спит. Вы спите под ватным, пуховым или суконным, а она - под песочным. Как только зайдёт солнце и потянет ночным холодком - круглоголовка ляжет животом на песок и начинает дрожать. Дрожит, трясётся и начинает тонуть в песке! Сначала тельце утонет с хвостом. Потом начинает трястись и вибрировать голова. Через мгновенье и она тоже тонет в песке. Вот так чудеса! Только вот тут ящерица была, а сейчас голый песок. А сверху лежит ровное песчаное одеяльце. Вечерний ветерок дунет - последние складочки заровняет. Спит круглоголовка под этим покровом спокойно в тепле до утра. По Н. Сладкову

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания с именами существительными 2-го склонения. Укажите падеж имён существительных и выделите в них окончания.

2. Составьте и запищите словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными.

В (1-е скл., ж. р. П. п.) около (2-е скл., м. р., Р. п.).

На (2-е скл., м. р., П. п.) по (1-е скл., м. р., Д. п.).

3. Составьте и запишите небольшой текст с данными словами. Солнце, зной, пруд, лагерь, веселье.

 

Музыкант*

Жил в деревне старый охотник. Очень он музыку любил. Сидит вечером на завалинке и играет на скрипке.

Однажды знакомый рассказал охотнику о медведе в лесу. Взял старик ружьё и пошёл в лес. Вокруг тишина. И вдруг с опушки послышался протяжный красивый звук. Словно струна играет.

Подкрался старик и увидел на опушке разбитое грозой дерево. Из него торчали длинные щепки. Под деревом сидел медведь. схватил он цепку лапой, потянул и отпустил. Раздался красивый звенящий звук.

Брел по тропинке охотник и думал о медведе. В их местности не слыхали о таком чуде. Медведь играл на разбитом грозой дереве! Не смог музыкант стрелять в музыканта! По В. Бианке

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания с именами существительными 2-го склонения. Укажите падеж имён существительных и выделите в них окончания.

2. Образуйте от данных глаголов имена существительные 2-го склонения. Пишите их в дательном, творительном и предложном падежах.

Сгибать, варить, ездить, горевать.

3. Подберите к данным именам существительным синонимы - имена существительные 2-го склонения. Составьте и запишите словосочетания с этими словами. Укажите падеж имен существительных и выделите в них окончания.

Папа, стужа, удача.

 

Проверочные диктанты по теме «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения»

Метель

Мы задержались в школе. Время близилось к ночи. Мы вышли и попали под густой снегопад. Снежинки вдруг закружились в кадрили, и началась метель. Вскоре она перешла в настоящий

буран.

Лида была спокойна. Она уже ночевала в снежной степи в пургу А Тоня плакала. Мы могли сбиться с пути и замёрзнуть. Я предложил вырыть колодец в снегу и заночевать в нём. Мы дружно взялись за дело. Младший брат Федюнька работал что есть мочи. В снежном боку колодца мы прорыли пещерку.

Спать было нельзя - можно замёрзнуть. Мы стали по очереди рассказывать сказки. После полуночи разделили хлеб и кусок сала. Снаружи стихло. Я прорыл выход наверх. Мы выбрались и увидели наше село. Навстречу бежали люди. Я зашёл в дом и бросился к матери. По Е. Пермяку

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания с именами существительными 3-го склонения. Укажите падеж имён существительных и выделите в них окончания.

2. Спишите слова, разделив их на две группы. Вставьте пропущенные окончания.

О мыш.., о мышк.., по ветк.., по ветв.., о капел.., о капельк.., на вещ.., на вещиц.., о пыл.., о пылинк...

3. Спишите предложение, употребив имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже.

Поезд подъезжал к (Астрахань, Ярославль, Керчь).

 

Секрет выпи

Весной каждая птица спешит заявить о себе как можно громче. Соловьиная песня льётся трелью. Ворона важно каркает. Утка на отмели крякает. Птицы со слабым голосом тоже приспособились. Аист клювом трещит. Дятел носом в лесной глуши по ветви барабанит.

А вы слышали крик болотной выпи? Выпь ревёт как бык. Многие люди слышали этот рёв. Но как она это делает - не видели.

Лет сто назад один натуралист уверял, что когда выпь ревёт, то нос укунает в воду. Дует в воду – получается рев. Время идёт. Но никто до сих пор не может подтвердить или опровергнуть эту мысль. Никто больше не видел ревущей выпи.

Выпь – птица осторожная. Увидеть её в лесной жизни – большая удача. И живет она в такой крепи, где без шума и мыши не проскользнуть. А в клетке выпь капризна: вовсе голос не подает. По Н. Сладкову.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания с именами существительными 3-го склонения. Укажите падеж имён существительных и выделите в них окончания.

2. Спишите слова, разделив их на две группы. Вставьте пропущенные окончания.

Кдвер.., кдверк.., в сет.., в сетк.., по площад.., по площадк...

3. Составьте и запишите словосочетания по схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными.

У (1-е скл. ж. р. Р. п.) (3-е скл. Р. п.).

На (1-е скл. ж. р. П. п) (3-е скл. Р. п.).

К (3-е скл. Д. п.) на (1-е скл. м. р. П. п.).

 

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. По Я. Толстому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания с именами существительными 3-го склонения. Укажите падеж имён существительных и выделите в них окончания.

2. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания имен существительных.

По дорожк.. к сирен.., с ветв.. на земл.., от пристан.. к пло-I Щад.., от печал.. до радости...

3. Составьте из слов пословицы и запишите их. Выделите окончания Имен существительных.

а) Радость, кудри, печаль, в, секутся, вьются, в.

б) Мать, лучше, друг, не сыщешь.

в) Радость, от, шаг, один, печаль, до.

 

Ель*

Ель - ценное дерево наших лесов. Хвойные леса тайги называют лёгкими планеты. В хвойном лесу стоит запах сырости.

Листья-иголки ели уменьшают потерю воды. Поэтому дерево не сбрасывает листву. До поздней осени не спит лесная красавица.

Хвоинки ели вырабатывают фитонциды. Эти вещества убивают микробы. Жители тайги не знают хвори. Ель с давних времен считают деревом-целителем.

Древесина хвойных пород мягка. Много различной мебели делают из ели. Ель поёт в скрипке, рояле. Без смолы ели - канифоли - смычок не издаст ни звука.

Ель кормит лесных жителей. Семенами из шишек ели кормятся белка, дятел, мышь, многие птицы.

В густом ельнике животные прячутся от стужи и метели. По Л. Толстому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три словосочетания с именами существительными 3-го склонения. Укажите падеж имён существительных и выделите в них окончания.

2. Выберите имена существительные 3-го склонения. Составьте и запишите с ними словосочетания «прил. + сущ.».

Мозоль, шампунь, рояль, фланель, туннель, полынь.

3. Составьте и запишите два предложения с именем существительным, имеющим звуковой состав [туш] так, чтобы в первом предложении это существительное было 2-го склонения, а во втором - 3-го.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: диктант, 4 класс, русский язык