Методическая разработка по окружающему миру 2 класс "Строение тела человека"

УМК: "Школа России".

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

  • создание условий для знакомства с частями и внутренними органами человека;
  • формирование первоначального представления о работе внутренних органов.

Ход урока

Читательская грамотность

Аня и Сережа в каникулы посетили музей "Внутри человека" в Москве. Ребята узнали, как устроен и работает организм человека.

Прочитай текст.

В теле человека есть "командный пункт", который управляет работой всего организма. Это мозг.

Легкие похожи на две розовые губки. Человек дышит с помощью легких. Твои легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды.

Человеческое сердце - это плотный мускулистый мешок размером немного больше кулака. И вот этот мешок все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Для чего же ему так стараться?

Сердце - это неутомимый мотор, который непрерывно гонит по сосудам кровь, заставляя ее обегать все тело. Если кровь перестанет пробегать по телу, человек погибнет. Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Вес сердца взрослого человека 300 граммов.

Желудок – это главное отделение твоей "внутренней кухни". В его мускулистых стенках таятся особые железки. Они выделяют кислый желудочный сок, способный переваривать большую часть пищи. Однако желудочный сок не может переработать все. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает по частям полупереваренную пищу дальше.

А дальше начинается длинный извилистый "коридор". Это кишечник. Его длина почти восемь метров! Но свернут он так плотно, что помещается в животе. Пройдя этот путь, пища превращается в прозрачный раствор, который впитывается в кровь и разносится по всему организму.

Помогает переваривать пищу в кишечнике печень. Оставшиеся непереваренные частицы твердой пищи скапливаются в нижних отделах кишечника. Это отходы пищеварения. Кишечник освобождается от них и очищает организм.

Задание 1.

Подумай, где бы Сережа и Аня могли прочитать этот текст. Отметь свой ответ.

в газете "Здоровый образ жизни";

в энциклопедии " Про тебя самого";

в сборнике рассказов для внеклассного чтения.

Задание 2.

Определи тему прочитанного текста.

как работает наш организм;

внешнее строение тела человека;

организм человека.

Задание 3.

О каких внутренних органах человека узнали Сережа и Аня из текста? Заполни кластер.

Кластер "Внутренние органы человека"Кластер "Внутренние органы человека"

Соедини название внутреннего органа с его рисунком.

Соедини название органа и его рисунокСоедини название органа и его рисунок

Задание 4.

Выбери вопросы, на которые Сережа и Аня смогут найти ответы в тексте.

С помощью какого органа осуществляется дыхание?

Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды и заставляет ее обегать все тело?

Что такое правильное питание?

Какова длина кишечника?

Что происходит с непереваренными частями пищи?

Задание 5.

Придумай и запиши вопросы, ответами на которые являются записанные предложения.

  • Этот орган помогает переваривать пищу в кишечнике.
  • Этот орган похож на две розовые губки.
  • Это плотный мускулистый мешок размером немного больше кулака.
  • Этот орган называют "командным пунктом" тела человека.
  • Там пища смачивается желудочным соком, измельчается, переваривается.
  • Этот орган свернут очень плотно, напоминает длинный извилистый коридор.

Пронумеруй, в какой последовательности можно найти эту информацию в тексте.

Задание 6.

Как ты думаешь, почему важно знать, как устроен и работает твой организм? Напиши об этом 2-3 предложения.

Математическая грамотность

Задание 7.

По тексту составили задачу. Дополни условие задачи и реши ее.

Сердце здорового человека делает ... ударов в минуту. Сколько ударов делает сердце за 10 минут?
Решение: ...
Ответ: ...

Задание 8.

Длина кишечника 8 метров. Сколько это сантиметров? дециметров?

8 м = ... см
8 м = ... дм

Задание 9.

Если бы легкие перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды. Сколько литров воды перекачали бы легкие за одну ночь?

Подсказка: 1 тонна воды - это 1000 литров.

Ответ: ...

Естественно-научная грамотность

Опыт 1.

Сережа и Аня захотели выяснить, как влияют физические нагрузки на частоту пульса сердца.
Помоги Сереже и Ане провести опыт. Напиши, что необходимо для этого сделать.

Результат: ...
Вывод: ...

Опыт 2.

Мы дышим воздухом. Сережа и Аня решили узнать, как воздух попадает в легкие. Помоги Сереже и Ане провести опыт. Запиши результаты опыта.

1.Возьми поролоновую губку и блюдце с водой. Вода будет символизировать воздух, а губка – легкие.

2.Положи губку в воду.
Что происходит?
Подумай, как ускорить процесс?

3. Нажми рукой на губку.
Что происходит?
Вывод: ...

Глобальная компетентность

Задание 10.
Аня попросила Сережу рассказать о своей семье. Вот как Сережа выполнил задание:

Курит папа, курит мама,
Курят дедушка и брат.
Всем, кто курит, я не рад.

Дым стоит на кухне, в ванной.
Спать, дышать мне трудно. Смрад.
Курит папа, курит мама,

Курят дедушка и брат.
Как я их ругаю!
Как я их жалею!

  1. Какое предположение о семье Сережи может сделать его одноклассница Аня, основываясь на рассказе Сережи? Запиши свой ответ.
  2. Как ты относишься к курящему человеку? Запиши свой ответ.
  3. Что ты посоветуешь курящему человеку? Запиши свой ответ.

Креативность

Работа в группах

Задание 11.

Создайте ростовой плакат "Внутренние органы человека".

Плакат "Внутренние органы человека"Плакат "Внутренние органы человека"

Задание 12.

Создайте внутренние органы из подручных материалов.

Внутренние органы из подручных материаловВнутренние органы из подручных материалов

Символическое обозначение:

Мозг – компьютер.
Легкие – две губки.
Сердце – моторчик.

Желудок – кастрюлька.
Печень – пробирка.
Кишечник – длинный шланг.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!