УМК: "Школа России".
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
Аня и Сережа в каникулы посетили музей "Внутри человека" в Москве. Ребята узнали, как устроен и работает организм человека.
Прочитай текст.
В теле человека есть "командный пункт", который управляет работой всего организма. Это мозг.
Легкие похожи на две розовые губки. Человек дышит с помощью легких. Твои легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды.
Человеческое сердце - это плотный мускулистый мешок размером немного больше кулака. И вот этот мешок все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Для чего же ему так стараться?
Сердце - это неутомимый мотор, который непрерывно гонит по сосудам кровь, заставляя ее обегать все тело. Если кровь перестанет пробегать по телу, человек погибнет. Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Вес сердца взрослого человека 300 граммов.
Желудок – это главное отделение твоей "внутренней кухни". В его мускулистых стенках таятся особые железки. Они выделяют кислый желудочный сок, способный переваривать большую часть пищи. Однако желудочный сок не может переработать все. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает по частям полупереваренную пищу дальше.
А дальше начинается длинный извилистый "коридор". Это кишечник. Его длина почти восемь метров! Но свернут он так плотно, что помещается в животе. Пройдя этот путь, пища превращается в прозрачный раствор, который впитывается в кровь и разносится по всему организму.
Помогает переваривать пищу в кишечнике печень. Оставшиеся непереваренные частицы твердой пищи скапливаются в нижних отделах кишечника. Это отходы пищеварения. Кишечник освобождается от них и очищает организм.
Задание 1.
Подумай, где бы Сережа и Аня могли прочитать этот текст. Отметь свой ответ.
в газете "Здоровый образ жизни";
в энциклопедии " Про тебя самого";
в сборнике рассказов для внеклассного чтения.
Задание 2.
Определи тему прочитанного текста.
как работает наш организм;
внешнее строение тела человека;
организм человека.
Задание 3.
О каких внутренних органах человека узнали Сережа и Аня из текста? Заполни кластер.
Соедини название внутреннего органа с его рисунком.
Задание 4.
Выбери вопросы, на которые Сережа и Аня смогут найти ответы в тексте.
С помощью какого органа осуществляется дыхание?
Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды и заставляет ее обегать все тело?
Что такое правильное питание?
Какова длина кишечника?
Что происходит с непереваренными частями пищи?
Задание 5.
Придумай и запиши вопросы, ответами на которые являются записанные предложения.
Пронумеруй, в какой последовательности можно найти эту информацию в тексте.
Задание 6.
Как ты думаешь, почему важно знать, как устроен и работает твой организм? Напиши об этом 2-3 предложения.
Задание 7.
По тексту составили задачу. Дополни условие задачи и реши ее.
Сердце здорового человека делает ... ударов в минуту. Сколько ударов делает сердце за 10 минут?
Решение: ...
Ответ: ...
Задание 8.
Длина кишечника 8 метров. Сколько это сантиметров? дециметров?
8 м = ... см
8 м = ... дм
Задание 9.
Если бы легкие перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды. Сколько литров воды перекачали бы легкие за одну ночь?
Подсказка: 1 тонна воды - это 1000 литров.
Ответ: ...
Опыт 1.
Сережа и Аня захотели выяснить, как влияют физические нагрузки на частоту пульса сердца.
Помоги Сереже и Ане провести опыт. Напиши, что необходимо для этого сделать.
Результат: ...
Вывод: ...
Опыт 2.
Мы дышим воздухом. Сережа и Аня решили узнать, как воздух попадает в легкие. Помоги Сереже и Ане провести опыт. Запиши результаты опыта.
1.Возьми поролоновую губку и блюдце с водой. Вода будет символизировать воздух, а губка – легкие.
2.Положи губку в воду.
Что происходит?
Подумай, как ускорить процесс?
3. Нажми рукой на губку.
Что происходит?
Вывод: ...
Задание 10.
Аня попросила Сережу рассказать о своей семье. Вот как Сережа выполнил задание:
Курит папа, курит мама,
Курят дедушка и брат.
Всем, кто курит, я не рад.
Дым стоит на кухне, в ванной.
Спать, дышать мне трудно. Смрад.
Курит папа, курит мама,
Курят дедушка и брат.
Как я их ругаю!
Как я их жалею!
Работа в группах
Задание 11.
Создайте ростовой плакат "Внутренние органы человека".
Задание 12.
Создайте внутренние органы из подручных материалов.
Символическое обозначение:
Мозг – компьютер.
Легкие – две губки.
Сердце – моторчик.
Желудок – кастрюлька.
Печень – пробирка.
Кишечник – длинный шланг.