Раздел: "Россия – Родина моя"
Цель: выявить особенности русской народной песни.
Задачи:
Планируемый результат:
Задание базового уровня
Прослушать два произведения - африканскую и русскую народную песни, найти отличия. Пояснить ответ. На основании этого выявить особенности русской народной песни.
Дополнительное задание повышенного уровня: cпеть запомнившуюся народную песню.
Я представляю урок в 4 классе в разделе "Россия – Родина моя". В программе Критской на изучение этой темы отведено 3 часа. Мой урок является вводным, его тема в программе Критской обозначена как: "Ты запой мне ту песню". Мне показалось, что эта тема сложна для понимания детей и я переименовала ее следующим образом: "Русская народная песня".
В начале урока тема детям не известна. Выясняю у детей, что мы можем сделать для того, чтобы узнать тему. Они предлагают варианты: послушать музыку, посмотреть видео, послушать стихи, посмотреть на иллюстрацию.
Выбрав из перечисленного иллюстрацию, предлагаю детям решить, о музыке какого народа мы сегодня будем говорить? (О русской)
Что делают девочки? (Поют)
Все эти вопросы помогли, сложив два ответа, выйти на тему урока: Русская народная песня.
Далее детям предлагается задание: сравнить, найти созвучия иллюстрации и звучащей музыки. В качестве музыкального примера мы используем африканскую музыку, которая никак не сочетается с русской природой и костюмами, что вызывает затруднение. После прослушивания, учащиеся отвечают, что музыка и изображение не созвучны: нет созвучия в ритме, темпе, это не русская песня.
Далее, через наводящие вопросы, мы выходим на постановку цели урока. Спрашиваем, как дети определили, что прозвучавшая песня не русская народная. Дети говорят, что она не похожа на те песни, которые мы знаем ("Во поле березка", "Калинка").
Спрашиваю, смогут ли они это доказать и знают ли они особенности русской народной песни? Какова же будет цель нашего урока? На слайде появляется цель: Выявить особенности русской народной песни.
После появления цели спрашиваю у ребят: Что мы должны сделать, чтобы достичь цели?
Задачи:
В конце урока мне бы хотелось, чтобы дети выявили основные особенности русской народной песни и поняли, зачем песня нужна человеку.
- Как же мы будем выявлять отличия африканской и русской песни? (Слушать и сравнивать)
- А как будем сравнивать? (По определенным критериям)
- Давайте выявим критерии (параметры), по которым мы будем анализировать песни.
Вместе с детьми приходим к выводу о том, что анализировать будем в опоре на средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, состав исполнителей.
Слушаем Африканскую песню и русскую народную "Вниз по матушке по Волге". После слушания делаем вывод, что русская песня звучит протяжно, широко, а африканская – напевно.
Учитель может отдельно пропеть мелодию, объясняя детям, что протяжность образуется в русской народной из-за распевов. Можно обратиться к нотной записи и пронаблюдать, как в народной песне распеваются слоги, как поступенно движется мелодия. Делаем вывод, что распев - одна из особенностей русской народной песни.
При повторном прослушивании выявляем, что в африканской музыке лидирующую роль играет ритм, его задают барабаны. А в русской песне главной является мелодия и звучит она без сопровождения музыкальных инструментов.
В музыке такое исполнение называется – а капелла. Это еще две особенности руссокой народной песни: хоровое исполнение без музыкального сопровождения и ведущая роль мелодии.
В третий раз можно предложить послушать две русские песни: "Вниз по матушке по Волге" и песню "А я по лугу". Перед слушанием обратить внимание учащихся на название песен и на первую строчку первого куплета. После прослушивания делаем вывод, что название песни совпадает с текстом первой строки.
Так, мы выявляем еще одну особенность - название по первой строке. Далее можно сказать о том, что в народе песни передавались из уст в уста и конечно же у них, не было специально придуманного названия.
СМВ |
Русская песня |
Африканская песня |
Мелодия |
Протяжная. Ведущая роль мелодии |
Напевная |
Ритм |
Пунктирный |
Из-за такта. Ведущая роль ритма |
Состав исполнителей, музыкальное сопровождение |
А капелла, хор |
Барабаны, хор |
- |
Название по первой строке |
- |
В конце урока предлагаю разучить народную песню "А я по лугу" так, как это делали на Руси. Учащиеся повторяют за учителем пропетую мелодию с текстом. После разучивания выясняем что это хороводная песня. Встаем в хоровод и учащиеся сами предлагают движения для исполнения. Происходит исполнение песни с придуманными к ней движениям.
Игра "Угадайка"
Учитель исполняет песню объявляя название "У зари то у зореньки". (Раздать карточки четырех цветов)
Если звучит распев дети поднимают красную карточку, если звучит протяжная мелодия - дети поднимают зеленую карточку, если название совпадает с первой строкой - синюю, если а капелла – оранжевую.
- Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились, что нового узнали? (узнали особенности русской народной песни)
- Для чего мы это делали? (что отличать русскую народную песню от музыки других народов)
Русская народная песня - это наши корни, наша история, традиции и мы граждане России обязаны знать, уметь отличать и исполнять свои народные песни
В качестве домашнего задания можно предложить, слушая дома музыку, постараться определить - русскую народную песню.