Цель урока: развивать умения различать национальные признаки русской народной музыки.
Проблема занятия: какие отличительные признаки русской народной музыки?
Задачи:
Музыкальный материал: русские народные песни "Степь да степь кругом", "Светит месяц".
Учащиеся организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Мария Сергеевна и сегодня я проведу у вас урока музыки.
- Хочется начать урок с вопросов. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Кто может прочитать?
"Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что делает?" Л.Н. Толстой
- Попытайтесь ответить на эти вопросы.
- Начнем мы наш урок-размышление с обращения к картинам известных русских художников. (На слайде размещены репродукции картин: Карл Павлович Брюллов "Пейзаж с рекой", Исаак Ильич Левитан "Березовая роща")
- Что изображено на всех этих картинах? (природа)
- Какие особенности в изображении природы можно отметить на этих картинах? (Русские просторы, русские березы, поля, реки… Это русская природа)
- Что объединяет все картины?
- Что вы ощущаете, когда смотрите на эти картины?
- Сейчас мы сами будем рисовать. Возьмите воображаемый карандаш. Сделать зарисовку вам поможет музыка.
- Но не торопитесь, сначала вслушайтесь, музыка подскажет руке, какие линии вы будете рисовать.
- Можно даже закрыть глаза. Слушайте и творите. (Дети воображаемым карандашом "рисуют" линии фразировки)
- Сейчас прозвучит песня и по ее окончанию вы должны ответить на вопрос: "Какой характер песни?"
Звучит русская народная песня "Степь да степь кругом"
- Какой характер песни? Какая динамика? Кто исполняет?
- Что вы сейчас увидели и изобразили в своем воображаемом рисунке? (Степь, зиму, дорогу)
- Почему вы все использовали горизонтальные длинные линии?
- Вы правильно поняли линию мелодии этой протяжной русской народной песни "Степь да степь кругом"
- А что вы чувствовали, когда слушали и рисовали?
- Сопоставим картины художников и ваши зарисовки по музыке. Что в них общего?
- Вы определили, что картины и песня по настроению и чувствам различные.
- Спросите свое сердце, а в чем по ощущениям картины и музыка близки?
- Душа поет и в светлых картинах природы, и в протяжной тоскующей песне.
- Народная музыка отражает очень разные настроения, чувства, мысли и характеры людей.
- Она звучит и в праздники, и в будни, в горе и в радости. Поэтому она очень разная.
- Попробуйте сформулировать тему урока. Какую поставим цель перед собой?
- Давайте составим план урока:
- Послушайте историю появления русской народной песни.
История русской народной песни
Русская народная песня в давние времена являлась верным спутником человека. Не имея автора (точнее сказать, являясь созданием не одного автора, а целого народа), русская народная песня передавалась из уст в уста и дошла даже до наших дней. Русская народная песня обычно имела двудольный размер, красивую мелодию и пелась душой.
Откуда же взялись народные песни? Они родились в быту, в труде, в веселье и гуляниях. Люди сочиняли песни, чтобы труд не был в тягость, чтобы поднять боевой дух и скоординировать движения рабочих, чтобы песня сопровождала людей во время обрядов (масленичные песни, колядки, веснянки, свадебные песни) и чтобы выразить свое восхищение природой, спев о ее красоте.
Народные песни, вдохновляя и подбадривая слушателей, дошли сквозь века и до наших времен, поражая своей чистотой, широтой и искренностью.
- Давайте послушаем песню и ответим на вопрос: "Какой характер песни?"
Звучит фрагмент русской народной мелодии "Светит месяц"
- Какой характер песни? Какая динамика? Кто исполняет?
- Я вижу улыбки на ваших лицах. Почему вы так оживились?
- Назовите особенности исполнения этой музыки.
- И действительно, не сидится под такую музыку. Что хочется делать?
- И не просто танцевать, а танцевать по-русски, от всей души – плясать!
- Кто может сказать, что такое русская народная песня?
Русская народная песня – произведение, которое сохраняется в народной памяти и передается из уст в уста
- Как вы думаете есть ли особенности у народных песен? Кто может их назвать?
- Давайте прослушаем еще раз, чтобы назвать первый признак. Первую особенность.
- Какие инструменты вы услышали? Это значит, что звучит акапелльное пение.
Признаки народной песни:
Пение Акапелла
Акапелла - пение (как правило, хоровое) без инструментального сопровождения.
- Но бывает. Что русские песни звучат с сопровождением, как вы думаете какие инструменты аккомпанируют певцам?
- Вы слышали один голос или несколько?
Манера исполнения
- Чаще всего в русских народных песнях слышно много голосов, зачем это нужно?
- Кто как думает? Запишем третий признак.
- Кто может прочитать все три признака? (Остальные сверяют с тетрадью)
Многоголосие
- Кто-то заметил, что многие слоги в песни тянут?
- Это и будет 4 признаком. Это называется распевность. Запишите.
Простота мелодии и слов
- Зачем распевали гласные звуки в словах? (чтобы подчеркнуть значение слова)
- И последний признак русской народной песни - это простота.
- Зачем русский народ сочинял музыку и слова, которые легко запомнить?
- Сегодня мы можем с гордостью сказать, что мы живем в особенное время, когда возрождаются традиции нашей русской православной культуры.
- С таким приподнятым настроением мы и заканчиваем наш урок.
- Давайте вспомним какую цель мы ставили перед собой?
- Посмотрим на пункты плана, удалось ли нам выяснить все?
- Попробуем ответить на вопросы, которые поставили в начале урока.
- Что такое музыка? (природа, раздумье, праздники и заботы…, т.е. все, что есть в жизни)
- Что она делает? (Веселит и печалит, заставляет задуматься и испытывать разные чувства, делает нас лучше…)