Цель: формировать представление знаний о танце и видов танцев.
Задачи:
Термины: танец, виды танцев, вальс, мазурка, менуэт, полька, полонез.
Музыкальный материал: мазурка "Шопена", вальс из балета "Спящая красавица", "Полонез" Шопена.
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Ксения Викторовна, и сегодня урок музыки проведу у вас я. (Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе)
- Ребята, музыка – удивительная страна, где живут много звуков и мелодий.
- Посмотрите на слайд, кто это?
- Верно это три кита, то есть три жанра.
- А какие? (Песня, танец, марш)
- Да, все верно.
- Сегодня мы отправимся в гости к киту … определить по картинке! (картинка "Танец")
- А что вообще такое танец? Что означает это слово?
- И, как вы думаете, когда возник танец?
Этап построения нового знания
- Как вы думаете, какого будет наша тема урока? (тема урока будет "Танец")
- С чем мы будем знакомиться? Что нового узнаем? (Познакомимся с танцем)
- Верно ребята. Тема нашего урока "Танец".
- Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами танцев. Узнаем когда и где зародился танец. А так же немного потанцуем.
- Какую цель поставим на урок. (узнать какие бывают танцы)
- Верно, узнать что такое танец, и какие виды танцев есть.
- Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами танца, посмотрим, как их танцуют, и узнаем особенности каждого танца.
- Ребята, знаете ли вы, что такое танец? (Танец это движение…)
Танец – это красивые движения под музыку
- Давайте еще раз вместе повторим. Танец – это красивые движения под музыку.
- А знаете ли вы, когда родился танец? (давно...)
- Танец возник еще в древности во 2-1 тысячелетии до н.э.
- А какие танцы вы можете назвать? (полька, вальс...)
- Правильно, это полька, вальс, полонез. А к ним можно добавить мазурку, менуэт, гавот, кадриль, краковяк.
- Предлагаю вам разгадать ребус и узнать, с каким видом танца мы с вами сейчас познакомимся.
- Верно, это полька. Как вы думаете в какой стране зародилась полька? (предположения детей)
- Полька появился в Чехии. Слово "Полька" по-чешски означает "полшага".
- Сейчас я вам включу фрагмент танца, а вы будьте внимательны, подумайте какой характер музыки и какой темп? (Просмотр видеофрагмента – полька)
- Кто танцевал этот танец? (мужчина и женщина)
- Правильно. Значит это парный танец. Его танцуют парами по кругу, передвигаясь мелкими и быстрыми прыжками.
- Какой характер музыки? (Веселая, быстрая, отрывистая)
- А какой темп? (быстрый)
- Верно, быстрый. Какие еще особенности мы с вами выделили?
- Верно, его танцуют парами, характер музыки веселый, темп быстрый.
- Давайте попробуем с вами под музыку станцевать. Вставайте все из-за парт. Легкими прыжками будем с вами подпрыгивать.
- Давайте попробуем без музыки, а теперь с музыкой.
- Молодцы, ребята, присаживайтесь.
- Послушайте стихотворение.
Об этом танце сказано не мало.
Он в песнях и стихах воспет!
И сколько б танцев не бывало.
А лучше и красивей вальса нет!
- Какой танец прозвучал в стихотворении? (вальс)
- Слово "Вальс" в переводе с немецкого значит "вертящийся", "кружащийся". Действительно, когда мы слушаем вальс, то в нашем воображении возникает какое-то кружение.
- Вальс появился давным-давно – более 200 лет назад. Кто же придумал вальс?
- Мы не можем ответить на этот вопрос, потому что вальс придумал не один человек, а тысячи. Родина вальса 0 город Вена. Он находится в Австрии.
- Давайте посмотрим как его танцуют и выделим его особенности.
- Как его танцуют. (парами)
- Сейчас мы с вами прослушаем вальс, который написал известный вам русский композитор П.И. Чайковский.
- Какой характер музыки? (ответы учащихся)
- А какой темп? (медленный, плавный)
- Вальс танцуют на 1, 2, 3, вот посмотрите.
- А теперь мы с вами попробуем его станцевать. (Разучивание 2-3 движений из этого танца. Сначала без музыки, а потом под музыку "раз, два, три на носочки")
- Молодцы ребята! Садитесь на свои места. С каким танцем мы с вами познакомились? (вальс)
- Что нового и интересного вы для себя узнали?
- Сейчас вам включу может кто-то догадается какой это танец. (Звучит "Полонез" Шопена)
- Кто-то может знает, что это за танец? (полонез)
- Это полонез. В переводе на русский язык название танца звучит просто как слово "польский".
- Как вы думаете, в какой стране появился этот танец? (Польша)
- Этот танец пришел к нам из Польши. Старинный польский танец торжественного характера, в котором раньше участвовали одни воины-рыцари.
- С XVI века полонез известен как придворный танец в странах Европы. Полонез имеет второе название – танец-шествие.
- Давайте посмотрим, как его танцуют.
- Они танцевали важно, посмотрите, как они держали спины. Их осанки были ровными. Они танцевали гордо.
- Его танцевали парами? (Да)
- Какой характер музыки? А темп?
- Давайте попробуем его станцевать.
- Вставайте все из-за парт, вот посмотрите один шаг должен быть большой, а два других на месте маленькие, попробуйте.
- Давайте попробуем под музыку.
- С каким танцем мы познакомились? (полонез)
- Какие особенности выделили? Что интересного запомнили, расскажите своему соседу по парте.
- А теперь прослушайте стихотворение.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком.
- Что за танец прозвучал в этом стихотворении?
- А что за такое интересное название? Кто-нибудь знает что это за танец?
- Посмотрим с вами, как его танцуют. (Просмотр видеофрагмента)
- Мазурка отличается веселым ярким и энергичным характером. Одна из главных особенностей мазурки - четкий ритм. Это связано с тем, что для исполнения мазурки характерны подскоки, постукивание каблучками.
- Думаю, что мало кто знает, откуда возникло название этого танца. Мазурка – танец, который пришел из Польши. Там есть область Мазовия, а люди, проживающие в этой области, назывались мазурами. Танец получил свое название по наименованию местных жителей – мазурка.
- Давайте прослушаем музыку, внимательно слушайте и попробйте определить темп и характер. (Звучит "Мазурка" Шопена)
- Как звучала музыка?
- Она звучала ярко, энергично.
- Значит какой будет ее характер?
- Как его танцевали? Парами? Какой был тепм?
- Давайте попробуем простучать ритмический рисунок мазурки под музыку.
- Отлично ребята. Вот мы еще познакомились с одним танцем, это?
- Какие особенности мазурки мы с вами узнали?
- Мазурка, верно. Что интересного узнали?
- А сейчас мы еще познакомимся с одним видом танца. Он называется менуэт.
- Сейчас я вам включу музыку, а вы подумайте какой темп у нее и какой характер?
- Менуэт, появился очень давно он старше польки и вальса. Ему, около 300 лет, и появился он во Франции. Его танцевали на балах кавалеры и дамы в напудренных париках и в нарядных одеждах, напоминающих кремовые торты.
- Сам танец исполнялся мелкими неторопливыми шажками и больше был похож на какую-то церемонию поклонов друг перед другом. Кавалеры галантно шаркали ножкой, а дамы приседали в реверансе.
- Что такой реванс вы знаете? Вот посмотрите. (Реванс - это поклон)
- Давайте прослушаем.
- Как звучала музыка? Какой характер?
- А темп, его танцевали парами? (да)
- Верно. Ребята, это был последний танец, с которым мы познакомились.
- С каким? Верно, менуэт.
- А теперь ребята, проверим, как хорошо вы запомнили танцы.
- Потанцуем?
- Вставайте все из-за парт, я вам буду включать музыку, а вы должны исполнить движения, которые мы учили. А затем сказать, вид этого танца. Готовы?
- Молодцы, отличны подвигались.
- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?
- Мы узнали что такое танец?
- Танец это? Что еще мы узнали?
- Верно, какие виды танцев есть.
- Давайте еще раз повторим какие танцы мы с вами сегодня изучили?
- Оцените свою работу на занятии.
- Какую цель мы ставили в начале занятия?
- Удалось ее нам достичь? Как?
- О чем еще вы хотели узнать?