Решение задач на сложение и вычитание в пределах 10, математика 2 класс

Тема: решение задач.

Цели: закреплять умение решать задачи, подбирать к ним схемы, состав числа 10, находить значение выражений на сложение и вычитание в пределах 10; развивать умения учебного труда в должном темпе; воспитывать интерес к математике.

Оборудование: схемы задач, карточки с выражениями, слайды «Весёлый цирк».

Ход урока.

I. Орг. момент 

(На доске большими буквами записано "Задача" (или на листе))

На сегодняшнем уроке
Главной станет вам задача.
Будем вычислять примеры
Устным счетом заниматься,
Математика, ребята,
В жизни очень пригодится.
А усвоить лучше тему
Цирк весёлый нам поможет.
Подружиться ведь с задачей
Каждый хочет, каждый может!

II. Устный счет

1. Назовите пропущенные числа (Приложение 3, стр.3)

10  20  30  ?  50  60  ?  80  ?  100

- Как называются числа, заканчивающиеся на ноль? (круглые)

2. Дополнить до 10.

Учитель называет число, ученик дополняет до 10.

3. Работа с устными задачами.

В первом классе нашей школы
Учатся Егорка, Коля,
Шесть Сергеев, две Наташи.
Скажет кто-нибудь сейчас,
Сколько девочек у нас? (2)

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок- сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (10)

Семь ребят каталось с горки.
Убежал домой Егорка,
А потом ушел Вадим
И Сережа вслед за ним.
Сколько на горке осталось детей?
Кто посчитал, отвечайте скорей! (4)

Слон, слониха и слонёнок
Шли толпой на водопой.
А навстречу им тигрёнок
Возвращается домой.
Сколько, думай поскорей,
К водопою шло зверей? (3)

III. Работа в тетрадях

1. Записать число. Классная работа.
2. Чистописание.
10  10

- Какое это число? (двузначное)
- Сколько раз число 10 поместилось у вас на строке? (7, 8, 9)
- Какое число получится , если 10 взять 7 (8, 9) раз? (0, 80, 90)
- Сколько десятков в числе 70? , 50? , 90?

3. Составление выражений по схемам и рисункам стр. 161 № 1 (Приложение 3, стр. 4, 5, 6)

1-й ряд работает по 1-й схеме, 2-й - по 2-й , 3-й ряд работает по рисунку.
1 ряд:            2 ряд:       3 ряд:
7 + 3 = 10   10 – 7 = 3   5 + 3 = 8
А какие ещё выражения можно составить по этим схемам? Допишите. Самостоятельно. Самопроверка.
3 + 7 = 10   10 – 3 = 7   3 + 5 = 8
10 – 3 = 7   7 + 3 = 10   8 – 3 = 5
10 – 7 = 3   3 + 7 = 10   8 – 5 = 3

IV. Работа по слайдам «Весёлый цирк»

1. Слайд 2. 

Составление выражения.
Чтоб представление начать,
Преодолев волненье, страх,
Вам надо клоуну сказать
Всю сумму чисел в шарах.
Записать сумму в тетрадях .
1 + 2 + 3 + 4 = 10
- Сколько слагаемых в записи суммы?

2. Слайд 3.

Слон на арене задачи решал.

Какие пропущены числа искал.
Слону помогите задачи решить:
Какие же числа должны бы там быть?

Решение выражений. (Работа у доски).
10 – * = 9   4 + 3 = *   * + 3 = 10

- Что неизвестно: целое или часть?
- Как найти неизвестную часть?
- Как найти целое?

Физминутка.

3. Слайд 4.

Составление примеров на вычитание и сложение (состав числа 10, устная работа)

Пока на каждой штанге не будет в сумме 10,
Силач не сможет равновесье удержать.
Чтоб номер состоялся, силач не растерялся,
Давайте дружно числа на штанги подставлять.

10 – 1 = 9   10 – 3 = 7   10 – 5 = 5   6 + 4 = 10
10 – 6 = 4   10 – 8 = 2   9 + 1 = 10   3 + 7 = 10

4. Слайд 5.

Решение задачи (работа у доски).

В цирке зрителей веселили 5 клоунов в желтых шляпах, 3 клоуна в зеленых шляпах и 2 клоуна в красных шляпах. Сколько всего клоунов веселили зрителей?
- О ком задача?
- Что мы узнали о клоунах? Какие были клоуны?
- Сколько было клоунов в желтых шляпах? в зеленых? в красных?
- Что спрашивается в задаче?
- Как найти, сколько всего было клоунов?
5 + 3 + 2 = 10 (к) веселили зрителей.
Ответ: 10 клоунов веселили зрителей.

5. Слайд 6.

Устное решение задачи.

Дрессировщик вывел на арену 5 львов и 3 тигра. На сколько львов больше, чем тигров?
- О ком задача?
- Что мы узнали о львах? о тиграх?
- Как узнать, на сколько, одно число больше или меньше другого?
- На сколько львов было больше, чем тигров?

V. Решение примеров. Работа по карточкам.

- А кто ещё работает в цирке? Ответить на этот вопрос вы сможете разгадав слова. (Карточки).

(Приложение 4, стр. 1, 2, 3).
«Расшифровать» слова: акробат, гимнаст, клоун, жонглёр, укротитель, арена.
- Какое слово лишнее? Почему? (арена)

6. Слайд 7.

- На экране буквы в беспорядке. Помогите мне составить слово.

- Вы отлично поработали!

7. Слайд 8. 

- Это о вас! Вы – молодцы!

VI. Домашнее задание

стр. 162 № 2, Помогите ребятам найти ошибки.

VII. Подведение итогов урока.

- Что мы делали на уроке? Что вам больше всего понравилось?
- Кто из вас на уроке работал активно? Кто не допустил ошибок?
- У кого из вас были ошибки? Каким образом вы их исправили?
- Кому из вас помогли справиться с заданием соседи по парте?
- Только настоящие друзья придут быстро на помощь.
- Давайте всегда помогать друг другу и своим близким.

Оценивание урока смайликами (учащиеся).

Автор: Светашова Лариса Павловна, учитель начальных классов, Школа - лицей № 24 имени Саттара Ерубаева,  г. Шымкент
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.