Ход урока
– Здравствуйте! Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Но урок у нас сегодня необычный.
- Закройте глаза и прислушайтесь (звучит сказочная мелодия из передачи «В гостях у сказки»).
Как вы думаете, где мы сегодня с вами побываем? (в сказке).
Вы любите сказки? Какие сказки вы любите? (я люблю сказки о животных, мне нравятся волшебные сказки, я беру в библиотеке и читаю сказки Ш.Перро, у меня дома много русских народных сказок и мы с мамой их читаем). Вспомните, в названиях каких сказок встречаются числа первого десятка? (3 медведя, три поросенка, волк и семеро козлят, сказка о спящей красавице и семи богатырях, Белоснежка и семь гномов, две лягушки). По вашим ответам видно, что вы любите сказки, знаете их и с удовольствием их читаете. Но давайте посмотрим на экран. Перед вами два ключевых слова нашего урока «Числа (обратите внимание, числа (от 1 до 10))» и «Сказка». (2 слайд)
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (мы будем говорить о числах от 1 до 10, считать их, складывать и вычитать эти числа, решать задачи, познакомимся со сказкой. Мы будем рассуждать) Подумайте и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? (счет в пределах 10) (открывается слайд «Закрепление счета в пределах 10»). (3 слайд)
Хорошо, с темой мы определились. Какие задачи мы поставим перед собой? (повторить счет в пределах 10, вспомнить, как решаются задачи, прочитать сказку).
Ребята, какая русская народная сказка начинается со слов «Жили-были дед да баба. Вот однажды и говорит старик: «Испеки мне, старуха, …» (Колобок)
- Правильно! Кто герои этой сказки? (Дед, бабка, колобок). Сегодня я предлагаю вам чуть-чуть изменить ее содержание. Согласны? Но, не забывайте, что у нас урок математики. Значит, наша сказка будет математическая
Давайте вспомним, что сделала старуха для того, чтобы испечь колобок? (Старуха по амбару помела. По сусекам поскребла). Где это? По амбару, по сусекам? Кто может сказать? Где мы можем узнать значение этих слов? (В словаре, я думаю, что в Интернете, в специальной литературе). Я вам предлагаю обратиться к толковому словарю русского языка (автор). Найдите значение этих слов. Это задание выполните в паре.
4 - амбар – это место, постройка, где хранят муку. На экране вы видите изображение амбара.
5 - Сусеки – так в старину называли ящики для муки, круп. Посмотрите на экран.
Теперь вам понятно, где старуха брала муку?
Итак, вы готовы отправиться в путь по дорогам сказки? Тогда пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. А чтобы каждый из вас чувствовал поддержку и верную руку товарищей, я предлагаю выбрать девиз для нашего путешествия: (6 слайд) «Один за всех и все за одного». Итак, в путь! (звучит сказочная мелодия)
8- Жили- были дед да баба. Вот однажды и говорит старик: «Испеки мне, старуха, колобок!»
Старуха по амбару помела и набрала 3 килограмма муки. По сусекам поскребла и набрала 2 килограмма муки. Мало муки ей показалось, она ещё поскребла и набрала ещё 2 килограмма. Из всей муки испекла старуха колобок. Скажите, дети, сколько муки потратила старуха на выпечку колобка? Запишите выражение на карточке. (Дети составляют пример 3+ 2 + 2=7.) Дети записывают выражение на карточке и показывают учителю
- Хорошо, ребята, правильно вы справились с заданием. Но что же будет дальше? (10 минут)
Решение примеров.
9 - Испекла старуха Колобок и положила его на окошко студить, а он полежал-полежал и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку. Докатился Колобок до калитки.
А калитка хитрая-прехитрая. Чтобы она открылась, нужно решить примеры. Опечалился Колобок. Он в школе не учился, примеров решать не умеет. Но я не думаю, что стоит грустить. Ведь сегодня он не один в сказке. Мы рядом с ним. Поможем ему, ребята?
– Для выполнения данного задания вам понадобится числовой веер.
10 слайд
4+3= 7, 5. 9. 11, 3, 4 6 -3= |
- Среди данных чисел найдите лишнее число. Какие у вас будут предположения? (Я считаю, что лишнее число 4, п.что оно четное, а все остальные числа нечетные. У кого такое же мнение? Я думаю, что лишнее число 11, потому что оно двузначное, а все остальные числа однозначные. Кто думает также? Спасибо. Идем дальше.
3. Счет предметов.
(Черникова) Отворилась калитка, и покатился Колобок по дорожке.
11 - А мы путешествуем вместе с ним. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Заяц: «Колобок, Колобок, помоги мне правильно выполнить несколько заданий, а не то я тебя съем!»
- Посмотрите, ребята, как загрустил Колобок! Если бы надо было бы песню спеть, то Колобок сам справился бы. Поможем ему? Задание зайца очень объемное, поэтому я предлагаю вам поработать в группах. Вспомним правила работы в группах.
Вы у нас сегодня – корректоры, ваша задача исправить ошибки в тексте. Нужно в правильной последовательности расставить части сказки «Колобок». Задание понятно? Приступайте к выполнению.
Ваша группа – иллюстраторы. Вам нужно дорисовать узор из геометрических фигур на юбке у лисы и раскрасить иллюстрацию к сказке. Понятно? Выполняйте.
Третья группа – специалисты по тексту сказки «Колобок». Вам необходимо правильно решить примеры и расположить ответы в порядке увеличения, и вы узнаете, куда покатился колобок с окна. Также, вам нужно найти значение этого слова в словаре.
На работу в группе вам дается 6 минут. Не забывайте о правилах работы в группе. Готовность групп прошу показать сигнальными карточками. Представьте свои результаты.
– Попрошу выйти к доске представителя от группы (кто первый)
Ответ корректоров: мы прочитали деформированный текст и поменяли местами части. Вот что у нас получилось. Первой частью должен быть 3 отрывок – это начало сказки (жили-были). Дальше идет часть, где колобок встретил зайца – это вторая часть. После колобок повстречался с волком, то есть пятый отрывок будет третьей частью сказки. Второй отрывок, где говорится о встрече с волком, будет 4 частью. Отрывок о встрече с лисой – будет пятой частью.
Ответ иллюстраторов – мы дорисовали на юбке у лисы геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники), для раскрашивания мы выбрали яркие цвета (красный, оранжевый, зеленый.) Вот что у нас получилось.
Ответ специалистов - решив примеры и расположив ответы в порядке увеличения, мы узнали, что колобок покатился с окна на завалинку. Нашли значение этого слова в словаре. Завалинка – это земляная насыпь вдоль наружных стен избы.
- Молодцы, ребята, так здорово помогли Колобку и от Зайца избавили.
Но Колобок очень устал и предлагает отдохнуть вам. Вы согласны?
12 слайд. Физкультминутка
V. Решение равенств и неравенств
Распрощался Колобок с Зайцем и покатился дальше.
VI. Работа в тетрадях
(13 слайд)Покатился Колобок дальше. А вот и новая встреча – Волк. Но мы, отважные и умные путешественники, готовы к ней. Говорит Волк «Колобок, Колобок, я тебя съем!». «Не ешь меня, Волк, я тебе песенку спою», - говорит Колобок. «Песни я и сам петь умею,- отвечает Волк, - а вот задачи решать не умею. Послушай и реши задачу, тогда жив останешься». Поможем, ребята?
- Переходим к заданию №1 в тетради. Прочитайте задачу.
(Учитель читает задачу). Чтение задачи учащимися по частям, выделение главных слов.
1. Масса одного поросёнка 8 кг, а масса другого – на 2 кг меньше. Найди массу 2 поросёнка.
- Сверьте решение задачи с эталоном. 14
VII. Работа с геометрическим материалом
Выручили мы Колобка, отпустил его Волк. Только было обрадовался Колобок, ан нет. (15 слайд) Тут его Медведь поджидает. Нес он вам, ребята, геометрические фигуры, рассказать вам о них хотел, да второпях зацепился за дерево и все перепутал и забыл. «Если не назовешь правильно фигуры и не найдешь лишнюю, я съем тебя, Колобок!»
Придется нам снова выручать Колобка. Посмотрите на экран. Назовите правильно геометрические фигуры и найдите лишнюю. Будьте внимательны.
2 к. – 3 треугольника, 1 – треугольник с прямым углом
3 к.- 3 – четырёхугольника, 1 – пятиугольник
5 к.- 3 квадрата, 1 – прямоугольник
8. Работа в тетрадях
- Молодцы, ребята, все правильно сделали. Но если вы помните сказку, дорогие мои путешественники, то знаете, что на этой сказочной дороге остался еще один сказочный персонаж. Кто же это? Ну, конечно, Лиса. Будьте внимательны, она очень хитрая. (16 слайд)Да вот и она сама: «Колобок, Колобок, я тебя съем, если ты не выполнишь мои задания». Как вы думаете, мы будем помогать Колобку, или оставим его одного с Лисой? (Дети решают помочь Колобку)
Итак, что же предлагает Лиса?
Откройте тетради.
- У вас 5 вопросов. К каждому вопросу 4 варианта ответа а,б,в,г. Обведите правильный ответ.
1. Каким способом можно получить число 6 ?
а) 3+2 Б) 3+3 В) 4+1 Г) 5+2
2. Какая запись подходит к составу числа 8?
а) 5 и 3 б) 4 и 1 в) 2 и 5 г) 1 и 5
3.Укажите пример, ответом которого не будет число 10.
а) 5+5 б) 2+8 в)3+7 г) 4+3
4.Укажите числа в порядке увеличения.
а) 4,1,7,9 б) 5,6,7,8 в) 9,8,7,6 г) 7,1,6,4
5. Укажите предыдущее число, для числа 10
а) 7 б) 5 в) 9 г) 2
- А теперь давай те проверим правильность, выполненного задания. Я зачитываю задание, а вы с помощью букв на веере показываете правильный ответ