Цель урока: создать условия для успешного овладения различиями художественной литературы от справочной и научно-популярной.
Задачи урока:
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Метапредметные:
- познавательные - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог;
- регулятивные – освоение начальных форм рефлексии.
Предметные:
- овладение элементарными умениями и навыками в различных видах деятельности;
Оборудование урока:
- комплекты научно-популярных книг, художественные книги, справочная литература
- Материалы: альбомные листы, карандаши, краски, кисти и др.
Ход урока
Этапы |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа. |
Деят-ть учителя |
Мотивация к учебной деятельности
|
Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну вопросов и ответов Почемуляндию. Перед вами перепутье и только наш путеводитель поможет выбрать правильный путь. Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку? |
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. |
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
|
К этой загадочной стране ведут три дороги: Если налево пойдешь, что найдешь? (слева изображения из художественных произведений) А если направо пойдешь? (изображения атома, пробирки, портреты ученых) Но у нас осталась еще одна дорога. Она сложная, но и самая короткая. Как вы думаете, что можно найти на ней? Кто выберет этот путь, должен уметь пользоваться художественной, научно-популярной и справочной литературой. А это умеют и знают не все. Что мы сегодня научимся делать? Сегодня мы с вами именно этим путем и попытаемся пройти, увидим ли трудности преодолеем, которые будут случаться на дороге. Конверт на пути в страну Почемуляндию, а в нем поздравления: Привет вам друзья наши юные, веселые, находчивые и умные! Спортсмены, актеры, артисты, исследователи и планеристы, Будущие водители и учителя, слесари и врачи. Космонавты, поэты и информатики Физики, химики и математики! Сегодня мы все здесь собрались, чтобы похвастаться знаниями. Библиография для вас устраивает соревнования. Знакомьтесь, друзья, вы - команды и наши вам поздравления. По правую сторону сидит команда «Юный эрудит». А слева уже ждет команда «Юный полиглот» |
Включить учащихся в постановку проблемных вопросов.
|
Открытие новых знаний
|
Для знакомства вы должны самостоятельно найти в словарях слова «эрудит» и «полиглот» (1 участник от каждой команды ищет свое слово) и объяснить значение этих слов. За лучший рассказ о названии команды вы получаете закладку для книги. Победитель будет, и команда у которой окажется больше закладок. Защита команды. Эрудит - (лат.) Ученость, человек начитанный. Полиглот - (греч.) Многоязычный; человек, который владеет многими языками. Ну, что же - отправляемся! Во время путешествия, вы должны будете показать знание художественной литературы, умение пользоваться научно-популярной и справочной литературой. Каждый конкурс составлен таким образом, чтобы закрепить знания, которые вы получили на библиотечных уроках и уроках внеклассного чтения. 1 остановка. Чудо-город "Птица-град». Каждая команда получает конверт с заданием. В каждом задании 2 текста: художественный и научно-популярный. Прочитайте, пожалуйста, свои тексты и определите, какой художественный, а какой научно-популярный (по одному участнику от каждой команды). 1 конверт: а) Весной, как только лед на реке начал таять, прилетели дикие утки. Аня снова привязала утку по кличке Белое Зеркальце на длинную веревку и пустила в воду. Белое Зеркальце начала веревку долбить клювом, кричать и пыталась улететь вместе с дикими утками. Б) Кряква - это дикая утка. Часто кряквы заселяют места вблизи человеческих жилищ. Самка воспитывает утят одна, учит их плавать и добывать корм, который кряквы получают на дне водоема. 2 конверт: а) Самая известная птица - это обычный воробей. Его знают все. Когда жил в Африке, потом начал путешествовать и сейчас его можно встретить повсюду. Есть несколько видов: дворовый, полевой, каменный, рыжий. Б) Чик был воробей молодой, красивый. Когда ему исполнился год, красавец Чик женился и зажил со своей любимой женой Чирик своей семьей. Пока ваши друзья думают над задачей попробуйте отгадать по рисункам с изображением птиц, из какой они сказки: 1) галчонка (Э. Успенский «Дядя Федор, кот и пес») 2) утенок (Г. Андерсен "Гадкий утенок") 3) сова (Милн «Винни-Пух и все-все-все») 4) попугай (Г. Остер «Зарядка для хвоста») 5) ласточка (Андерсен «Дюймовочка») 6) гусь (Лагерлёф «Сказочное путешествие Нильса с дикими гусями») 7) петух (Пушкин «Сказка о золотом петушке») 2 остановка. Хозяйка-всезнайка. Выбрать литературу к темам: «Карнавальные костюмы», «Комнатные растения» (по одной девочке от каждой команды). Задача для команды «эрудит»: скоро Новый Год. Ты хочешь на карнавале быть загадочной, прекрасной, необычной, хочешь всех удивить своим костюмом. В твоей домашней библиотеке есть такие книги (перечень). Какие из них ты возьми на помощь? Задача для команды «полиглот»: твоей подружке подарили комнатное растение. Она не знает, как ухаживать за ней. Какие книги ты порекомендуешь ей на эту тему с своей домашней библиотеки? Пока девочки заняты, давайте поиграем. Игра «Кто здесь был и забыл»: 1) корзинка (Ш. Перро «Красная шапочка») 2) горшок (Братья Гримм "Горшок каши») 3) самовар (Чуковский «Муха-цокотуха») 4) телефон (Чуковский «Телефон») 5) горох (Андерсен «Принцесса на горошине») 6) азбука (Толстой «Буратино») 7) цветок (Аксаков «Аленький цветочек») Проверка конкурса девочек 3 остановка. Ребята-молодцы. Этот конкурс для мальчиков. Великий русский полководец А.В. Суворов, воспитывая в своих подопечных сообразительность, знание своего дела, умение ориентироваться в различных обстоятельствах, высоко ценил желание понять, узнать, достичь. Ответ «Не могу знать» мог вывести полководца из равновесия. Он говорил «От немогузнайки много бед». А что же знают наши мальчики? - Как называют подростка, что изучает морское дело (юнга) - Что означает слово «гардемарины»? (С французского, это морская гвардия, такое звание присваивалось воспитанникам, окончившим школу математики и навигации, морскую академию) - Почему копье и щит - неразлучные, но извечные враги? (Копье - для нападения, щит - для защиты) - Верный друг рыцаря (лошадь) Разминка-смешинка. 1) о какой сказке идет речь? Взя де за ре, тя потя, а вы не мо! По де ба, ба за де, де за ре, тя потя, а вы не мо. (Репка) 2) что можно приготовить, но нельзя съесть. (Уроки) 4 остановка. Остановка-соображалка. Во все времена острый ум, сообразительность, находчивость помогали людям. Проверим насколько сообразительны вы. 1) подарила баба Яга на День Рождения змею Горынычу плейер. Он обрадовался, но через несколько минут был разочарован. Почему? (Головы три, а наушники всего одни) 2) когда курочка Ряба стоит на одной ноге, то весит 2 кг. Сколько она весит, когда стоит на двух ногах? (2 кг) 3) у бабы Яги один нос, два глаза, 20 пальцев. Чего еще 20? (Ногтей) 4) Элли внимательно посмотрела на Тотошку и увидела, что у него две правые лапы, две левые, две передние, две задние. Сколько лап Элли насчитала? (4) 5) назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные, например 7. 6) как перечислить 5 дней недели, не называя число и названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) Конкурс интеллектуальный читатель. В этом конкурсе вы проверите свои знания известных детских произведений и возможно кто-то из вас после нашего занятия возьмет их перечитать. «Карлсон, который живет на крыше» 1) В каком городе жил Карлсон? (Стокгольм) 2) О приключениях Карлсона рассказала ... (А. Линдгрен) 3) Какое имя было у Малыша? (Свантесон) 4) Именно такую кличку имела собака Малыша ... (Бимбо) 5) Собаку этой породы подарили Малышу (такса) «Маугли» 1) Как звали медведя, наставника Маугли? (Балу) 2) Как звали пантеру? (Багира) 3) Кто написал это произведение? (Киплинг) 4) Так звали главного соперника Маугли ... (Шер-Хан) 5) Главарь стаи волков, в которой вырос Маугли звали ... (Акела) 5 остановка. Остановка-всезнайка. Вы уже знакомы со справочной литературой. Это книги, которые знают обо всем. Задание на карточках найти в толковых словарях объяснение слов: биография - библиография; фонотека - библиотека; штурман - муштра; энциклопедия - картотека (по одному участнику от каждой команды). А пока ваши товарищи работают мы поиграем в игру «Вопрос-ответ». 1) какое слово всегда пишется неправильно (неправильно) 2) какой цветок носит имя девушки (роза, лилия) 3) какие города называются как рыбы (Судак, Калуга) 4) город, что имеет сладкое название (Изюм) 5) на какой вопрос нельзя ответить «да» (ты спишь?) 6) на какой вопрос нельзя сказать «нет» (ты меня слышишь?) 7) на каком поле ничего не растет (на шахматном) Следующий конкурс «Загадочный». Каждой команде придумать по 3 загадки о школе, книге, сказочных героях. 6 остановка. «Умоленд». Каждой команде дается книга, вам надо определить ее содержание (художественная или научно-популярная), объяснить, что помогло это определить. |
Познакомить с новыми терминами
Организовать выступления детей.
|
Первичная проверка понимания нового
|
И в заключение нашего урока поиграем в игру «Кот в мешке». Я загадываю вам вопрос и если вы не знаете ответа, то можете воспользоваться подсказками. Команда, которая вообще не воспользуется подсказкой к вопросу получает закладку. 1) то, что находится в мешке, и может быть мешком, если это необходимо. - используется как пожелание счастливого пути - и накормит, и напоит, только спать не вложит. (Скатерть). 2) это играет важную роль в жизни Кощея Бессмертного - оказалось не под силу взрослым людям, а мелкий грызун преодолел это довольно легко. - Является одним из символов важного православного праздника (яйцо). 3) это является хорошей игрушкой, которой любят играть дети. - в жизни человека является верным другом, преданным своему хозяину (собака). 4) это еще называют НЛО - обычно она живет на кухне, без нее не обходится ни один обед (тарелка). |
Объяснение последовательности выполнения работы. Организовать самостоятельную работу учащихся. |
Итог урока
|
Объявление команды, которая победила на сегодняшнем уроке-игре. |
Провести рефлексию с детьми |