УМК: "Перспектива".
Цель и задачи:
Раздел: "Здравствуй, сказка!"
Учебник: Литературное чтение 1 класс. (авт: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий)
Наглядный материал: выставка книг "Русские народные сказки", картинки с изображением лисы, зайца, петуха, карточки для определения характера героев.
Приветствие.
Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.
- Ребята, росмотрите на доску, прочитайте слова. (Бытовые, волшебные, анималистические (о животных, народные, авторские)
- Назовите слово, которое объединяет все эти понятия. (Сказка)
- Рассмотрите обложки книг. Кто автор? (Народ) Какие это сказки? (О животных)
- Какую сказку мы будем сегодня читать? (Русскую народную, о животных)
- Продолжите фразеологизмы.
- Лиса и заяц будут героями нашей сказки. А вместе с ними будет и …? (Петух)
- Молодцы! Сказка называется "Лиса, заяц и петух".
- Давайте подумаем, какую цель мы перед собой поставим. (Узнать содержание сказки, чему учит этот текст, выразительно читать)
- Что нужно для этого делать? (Думать, анализировать, слушать)
- Что вы знаете о наших героях? (ответы детей)
- Какие это животные?
- Где они живут?
- Сейчас мы послушаем сообщения о лисе, зайце и петухе.
- Рассмотрите иллюстрации к сказке на стр. 66-69. Кто из вас знает эту сказку?
- Кто изображен на рисунках?
- Похожи ли эти животные на тех, о ком рассказывали ученики? Почему?
- Послушайте внимательно сказку. (аудизапись)
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
- Назовите героев сказки. Как вы думаете, почему они не все перечислены в заглавии сказки?
- Можно ли было назвать сказку "Лиса и заяц"?
- Расскажите, что происходит в сказке. О чем в ней повествуется? (В сказке рассказывается, как петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки восторжествовала справедливость)
- На какие части можно разделить сказку?
- Сейчас мы будем готовиться к чтению по ролям. А что нужно знать, чтобы выразительно прочитать по ролям? (Характеры героев)
- Мы будем учиться вычитывать информацию из текста.
- Прочитайте, что произошло с избушкой лисы весной.
- Можно ли из этой части сказать о характерах лисы и зайца?
- Почему зайчик плакал? (Лиса обидела)
- Кто предложил ему помощь? (Собаки)
- Поверил заяц им? (Да)
- Помогли ли заюшкиному горю собаки? Почему? (Нет, они трусливые)
- Помог ли медведь зайцу?
- Что пообещал зайцу петух?
- Поверил ему зайка?
- Что же получилось?
- Давайте попробуем прочитать слова петуха так, чтобы лиса испугалась.
- Из каких слов видно, что лиса испугалась?
- Какие же животные помогали зайцу?
- Кто же смог выгнать лису?
Разминка для глаз
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть все дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
- Сейчас мы проверим, как вы почувствовали каждого героя. Для этого соотнесите качества характера сказочных героев. Подтвердите свой ответ текстом.
- Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? (Лиса умная и хитрая, и петух умный и хитрый)
- Почему же петух побеждает? (Потому что он стоит на стороне добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа)
- Сейчас мы прочитаем сказку по ролям, учитывая характер каждого героя.
- Найдите в сказке непонятные или незнакомые слова (одна группа), образцы малых фольклорных жанров - закличек, приговорок - вторая группа.
- Можно ли сказать о сказке "Лиса, заяц и петух", что "справедливость в ней царит"?
- Вспомним: сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни? ("Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок")
- Чему нас учит сказка? (Сказка учит: "Поступай по справедливости - и победа будет обязательно за тобой")
- Ребята, гцените свою работу на уроке.