Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе: Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с

УМК «Школа России», автор учебника В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Тема: согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: Познакомить с согласными звуками [c], [c,] и буквами C, c.

Педагогические задачи урока:

  • Уметь выделять в словах звуки [c], [c,], овладение умением давать характеристику звукам; формирование навыка чтения слогов и слов.
  • Развитие речи, фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.
  • Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения, интереса к чтению.

Буква и звук СБуква и звук С

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся 

Создание мотивационной основы учебной деятельности

 

Приветствие учащихся.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем и запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее. Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют

наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Целевая основа деятельности

 

- Дети, вы любите гулять?

Сегодня я предлагаю вам совершить прогулку.

А куда  мы отправимся, узнаем, отгадав загадку:

                   Дом со всех сторон открыт.

                   Он резною крышей крыт.

                   Заходи в чудесный дом.

                   Чудеса увидишь в нём.

- Дети, о каком доме идёт речь? (Лес) Выделите последний звук.

 

- Как вы понимаете фразу: Дом со всех сторон открыт? Он резною крышей крыт? (В лес можно зайти с любой стороны, резная крыша – резные листья деревьев)

 

- Отгадайте загадки. (Картинки выставляются на доску)

1) Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк. (собака)

2) Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (сова)

3)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (слон)

 

- Что общего у слов отгадок?

 Сформулируйте тему урока. Исходя из темы урока, что вы  хотели бы узнать на уроке? Чему научиться?

 Хорошо. Но мы с вами на уроке должны работать дружной командой. Сформулируем  цели для каждого из нас.

Познакомиться…

Научиться отличать…

Научиться читать…

- Покажите букву с на плакате.

 

Физкультминутка

 

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

и листочки собираем. (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад,

Просто чудный листопад. (прыжки на месте с хлопками в ладоши) 

Ответы детей.

 

 

 

 

Звук с.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Названия одушевлённых предметов, все слова начинаются со звука с.

 

Ответы детей.

 

 

Доска с опорными словами, ученики используют.

 

 

 

 

Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту.

 

 

Поисковый этап

Планирование деятельности

 

1)  С какого дерева упал этот листок? (осина) Что вы знаете про это дерево? 

У осины листья прикреплены особым способом, могут переворачиваться, как маленькие флюгеры, поэтому кажется, что осинка дрожит на ветру. Кора и ветки молодых осинок – любимое лакомство зайцев, лосей зимой. В  древесине есть вещества, убивающие гнилостные микробы.

 

В осиновых рощах  грибники собирают красноголовых красавцев подосиновиков. Осина — зеленоствольное дерево. Если бы стволы осин можно было сравнить с зелеными сарафанами, то черные вздутия заросших сучков легко принять за застежки. Древесина легко колется, поэтому осина – лучшее дерево для изготовления спичек. Издавна из осины делают легкую и прочную посуду. В ней не киснут долго щи и соления.

 

И совсем не зря в некоторых местах клали хозяйки в квашеную капусту осиновое полешко. В старину купола и крыши церквей покрывали небольшими фигурными дощечками из осины, от солнца и дождя эти дощечки со временем становились блестящими, серебристыми.

 

2)  Работа по азбуке. (с. 45) Проведём слого-звуковой анализ слов лес и лось. Сравним последние звуки.

Слушают учителя, рассматривают иллюстрацию. Осина. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласный, глухой. Может быть и твёрдым и мягким.

 

Фиксация плана в устной или письменной форме

 

1) Проводится игра «Твердый – мягкий».

Твердый – показывается синяя карточка.

Мягкий – показывается зеленая карточка.

Слова: сад, карась, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина.

Учитель сообщает, что звуки [с] и [с′] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой С (эс).

На доске вывешивается карточка с изображением буквы С с.

 

Физминутка

 

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули – кисти встряхнули.

Ветер сдувает росу.

В стороны руки –

Плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сели – тоже покажем –

Руки сложили назад. 

 

 

Работа с сигнальными карточками.

 

 

Практический этап

Открытие нового знания

 

1) Объявляется привал. Присели на пенёчек. Посмотрите на доску. (Слоги)

СИ   СА   СЫ   СО   СУ   ИС   АС   ОС   УС  

 

2) Двигаемся дальше.

- Посмотрите в учебник.  На с. 45 несколько заданий.  Как вы думаете, какое задание будет следующим? (мы остановились на словах, значит задание будет со словами - первая точка) Чтобы сравнить слова, что нужно сделать? (прочитать)

Прочитайте слова по слогам, чётко проговаривая. (Громко, шепотом)

 

Читают слоги.

 

 

Определяется понятие одно – единственное число; много – множественное число.

 

Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма

 

1) Как зовут девочек? (я узнал, что в синем сарафане Нина, она у осины. А в красном  - Инна, она у сосны)

Ещё раз прочитайте текст про себя и подумайте, что случилось в лесу?

Найдите предложения, которые доказывают это. (Ау! Нина, ау!)

Что обозначает слово АУ? Когда его кричат? Какие чувства испытывает человек, если заблудился? (страх, испуг, волнение)

 

Если вы заблудились, что нужно делать? (не паниковать, кричать ау и идти на голоса)

О чём нужно помнить, когда идёшь в лес, чтобы не заблудиться? (Не уходить в лес одним, запоминать дорогу, ориентиры,  использовать компас. Если заблудились - кричать АУ, звать на помощь)

Всё ли задание мы выполнили? (продолжить текст)

 

Прочитайте текст ещё раз и подумайте, как его продолжить.                                                                                

Что самое главное для себя вы возьмёте из этой истории? (не паниковать, быть внимательным, не плакать, звать на помощь, кричать ау и идти на голоса)

2) Чтение учащимися стихотворения на с. 49.

Вопросы:

- Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»?

- В какое время года лес «… лиловый, золотой, багряный»?

 

3) Какие слова спрятались?

На доске (с. 46 – вверху)  О-са-ни. На-сос-на.

 

4) Карточки на доске. Си, ы, с, ни, са, у, на, сы, о, н, ны, со. 

 

Читают текст.

 

 

 

Работа на с. 44 

 

 

 

 

(Нина и Инна встретились)

 

 

 

 

Чтение учащимися стихотворения на с. 49. 

 

 

Работа в паре, составляют слова.

Сани, сын, сосны, насос, нос, усы, он, сауна, носи, сон,оси, осы

 

 

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия  результатов  и способов деятельности.

- С какими звуками мы с Вами познакомились?

- С какой буквой?

- Достигли цели урока? Пришли к результату?

 

Оцените свою работу: (листочки на столе)

Зелёный листочек – Всё понятно, не было ошибок.

Жёлтый листочек – получил знания, но допускал ошибки.

Красный листочек – не усвоил материал, испытывает трудности.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Анализируют свою работу.

Поднимают листочки. 

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!