Работа над орфографическими ошибками в начальной школе

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.

Наличие этих ошибок свидетельствует о том, что соответствующие разделы программы усвоены недостаточно.

Следовательно, чтобы помочь учащимся разобраться в ошибках, отработать неусвоенные правила, нужно использовать специальную форму обучения – урок работы над ошибками.

Урок работы над ошибками – один из наиболее сложных типов уроков для учителя. Это касается и отбора материала для занятий, и его организации и методов работы

Чтобы урок работы над ошибками дал высокую эффективность, учитель должен подготовиться к нему сам и подготовить к работе на уроке детей.

Поделюсь своим опытом по подготовке и проведению такого вида уроков. Моя подготовка к уроку работы над ошибками состоит в следующем: я проверяю письменные работы, учитываю и классифицирую ошибки. Из ошибок отбираю наиболее типичные. Для каждого типа ошибок разрабатываю прием их объяснения, подбираю дидактический материал для закрепления соответствующих правил, разрабатываю методику закрепления этих правил; подбираю домашние задания для работы над индивидуальными ошибками.

Работа над ошибкамиРабота над ошибками

Важное звено в работе над ошибками – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля.

Между тем, опыт показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся. Если младшие школьники будут применять разные виды самоконтроля, то усвоение ими знаний в процессе изучения русскому языку, будет более успешным. Создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя покорителем трудной вершины, ее победителем, первопроходцем.

Таким образом, следует отметить, что самое важное в работе над орфографическими ошибками в начальной школе – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности младших школьников.

Работа над своими ошибками может быть самой разнообразной. Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, использую разнообразные памятки "Работа над ошибками". В памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, работая над ошибкой. Важно придерживаться указанной последовательности при работе над ошибками - это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.

Одним из приемов работы над ошибками считаю, индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. В 3 классе у некоторых ребят ошибки не исправляю, а лишь зачеркиваются неверно написанные буквы. У других исправляю лишь трудные для них орфограммы. Третьим даю шанс самим найти ошибку по вынесенной красной точке перед словом или строкой, в которых были допущены ошибки.

Но чтобы самостоятельная работа детей по исправлению ошибок была эффективной, провожу подготовительную фронтальную работу со всем классом. Предлагаю детям составить алгоритм работы над ошибками. Нужно выстроить логическую цепочку этапов работы: определить вид орфограммы, найти ошибку, вспомнить правило, применить правило, записать исправленное слово.

Алгоритм находится перед детьми весь урок. Обычно я использую игровой прием "Покорение вершины". Прохождение каждого этапа – это поднятие на одну ступеньку к "вершине горы", изображение которой находится на доске. Предлагаю детям на интерактивной доске текст письменной работы, над которой работаем на данном уроке. Выделены слова с ошибками, которые допустил какой-нибудь сказочный герой (Дети охотно помогают любимым героям!)

Действуя по алгоритму, учащиеся работают над ошибками сказочного героя. Если ученик допустил такую же ошибку, исправляет вместе со сказочным героем, работая в тетради. Так же прорабатываются остальные ошибки. Учащимся, не допустившим ошибок в письменной работе, предлагаю найти слова на данную орфограмму в другом тексте. Они работают в своих тетрадях по тому же алгоритму. Найденные слова, они помещают в "банк данных" опасных орфограмм.

Эти слова могут использовать остальные ученики, как примеры на данные орфограммы, при заполнении таблицы. На таких уроках обязательно назначаю учеников - консультантов, которые помогают учащимся, испытывающих затруднения при работе с ошибкой. Учащиеся могут сами вызваться на роль консультанта, при условии, что они не допустили ошибок в работе.

При такой организации урока, дети чувствуют большую значимость своей работы над ошибками. Дети, допустившие много ошибок, "помогают" сказочному герою, заодно и свои ошибки исправляют. Ученики, не допустившие ошибки, создают "базу данных", помогая слабым учащимся привести примеры слов на данную орфограмму, выступают в роли консультантов. Это мотивирует их выполнять задания без ошибок. Возрастает самооценка учащихся при восхождении на "гору" и покорении "вершины орфографии".

Правильно организованная, систематическая работа по предупреждению и исправлению ошибок, является одним из путей повышения качества обучения. Нет необходимости доказывать, что данные приемы работы над ошибками, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила, мотивируют к дальнейшему обучению.

Размер:
20.04 Kb
Скачали:
3