Проект как метод организации познавательной деятельности на информационных часах

В работе подробно рассмотрены 3 проекта:

- Ретроспективный взгляд 

- Социологическое исследование «Подписная компания» 

- Выставка проектов

Проект 1. «Ретроспективный взгляд»   

Метод позволяет: обеспечить условия для формирования навыков и умений аналитической работы с источниками экономической информации, прогнозирования социально-экономических явлений и процессов, аргументирования своей позиции, приобретения навыков сотрудничества в команде.    

Подготовка и проведение     

Объектом исследовательской деятельности являются тенденции социально-экономического развития Беларуси за определенный период времени. Ученикам предстоит работа с подшивками общественно-политических газет республики за 2012—2014 гг.     

Пример. Учащиеся должны изучить изменение обменного курса белорусского рубля по отношению к американскому доллару в течение 2012 г., затем — 2013 г., 2014 г. Им необходимо будет определить динамику изменений, при- чинно-следственные связи между курсовыми изменениями и теми фактами, которые изложены в газетных публикациях соответствующего периода. сделать выводы согласно полученным результатам.     Ученикам необходимо оформить результаты в виде графиков и схем, которые должны отражать развитие экономики за последние годы, спрогнозировать развитие на ближайшее время.  

Проект 2.  Социологическое исследование «Подписная компания»     

Метод позволяет:

— вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность;

— способствовать формированию коммуникативных умений, представлений об общественном рейтинге периодических изданий.     

Подготовка и проведение

Тема данного проекта позволяет вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность по выявлению читательских предпочтений, факторов, которые влияют на объем подписки периодических изданий Республики Беларусь.     

Стадия разработки проектного задания.

Учитель предлагает тему социологического исследования и проводит «мозговой штурм» с целью определения ее подтем. Учащиеся обсуждают и определяют условия, при которых может быть обеспечена высокая степень объективности и глубины исследования: количество респондентов, их возрастные категории, предлагают варианты вопросов анкеты.    

Возможный вариант анкеты "Отношение к газетам"    

Указывается возраст респондента, его основное занятие. 

Отношение к газетам  

1. Как часто вы читаете газеты?

A. Читаю ежедневно.     

Б. Читаю от случая к случаю.

B. Не читаю. 

2. Я предпочитаю именно эти газеты ... 

3. Начинаю чтение газеты ...   

A. С первой страницы.   

Б. С последней страницы.   

B. С новостей спорта.   

Г. С криминальной хроники.     

Д. С новостей культуры.     

Е. Свой вариант. 

4. В газетах недостаточно освещаются ...   

A. Новости политики.     

Б. Новости экономики.   

B. Новости культуры.     

Г. Новости спорта.     

Д. Свой вариант.    

Отношение к подписной компании.   

1.  Являетесь ли вы подписчиком?   

A. Являюсь постоянным подписчиком.   

Б. Подписываюсь на газеты время от времени.   

B. Не выписываю газет.  

2.  На мой выбор большей частью оказывает влияние...   

A. Цена.     

Б. Реклама.   

B. Объективность изложения информации.     

Г. Свой вариант. 

3. Если бы цена на газеты снизилась, появилась бы возможность...

А. Выписать еще одну газету.   

Б. Потратить деньги на иные нужды.    

4. С каким утверждением вы согласны?

A. Существует много интересных газет, но я о них ничего не знаю.     

Б. Чтобы быть в курсе всех событий, достаточно постоянно читать любимую газету.   

B.  Только чтение разных газет позволяет получить полную и объективную информацию.   

Подведение итогов. Определившись с содержанием анкеты, необходимо разделить учащихся на исследовательские группы.

Задачи групп:   

1) осуществить социологический опрос определенного количества респондентов;   

2) определить предпочтения читателей одной возрастной группы;   

3) графически выразить рейтинг популярности периодических изданий;   

4) определить зависимость выписанных изданий от цены, рекламы, степени доверия читателей к периодическим изданиям;   

5) оформить результаты исследования в виде статистического отчета. 

Проект 3. «Выставка проектов»     

Метод позволяет:

— мотивировать учащихся на самостоятельный поиск информации;

— использовать приобретенные знания для решения практических задач;

— аргументировать свою позицию;

— создавать условия для развития кругозора, формирования социальной зрелости личности.   

Подготовка и проведение     

Темой проекта «Выставка проектов» может быть анализ особенностей определенного региона (города, района), традиционных компонентов в современной массовой культуре, футурологическое прогнозирование и т. д.     

На этапе разработки проектного задания необходимо максимально учитывать интересы учащихся. Целесообразно выделить инициативную группу, которая внесет предложения для обсуждения в классном коллективе.     

Предположим, что учащиеся остановились на теме «Инвестиционная привлекательность региона». Появляется необходимость разделить эту тему на подтемы, которые целесообразно объединить в две группы:   

1. Возможности использования существующего потенциала.   

2. Возможности для развития новых отраслей хозяйства.   

Темы индивидуальных работ могут быть следующими: «Развитие сельского туризма» (выбор местности, способы организации обслуживания, затраты, окупаемость); «Рационализация хозяйствования на промышленном предприятии» (комплекс мер по снижению себестоимости продукции, затраты, окупаемость); «Использование исторического наследия» (туристические маршруты, предложения по организации обслуживания туристов, затраты, окупаемость).      

В качестве доказательства реалистичности и результативности предложенных на презентации проектов должны быть представлены материалы периодической печати, описывающие сходные по содержанию примеры эффективного хозяйствования. Учащиеся могут выполнять задания как индивидуально, так и в составе пар и малых групп.     

Идеи разработчиков проектов могут быть оформлены в виде стендов, макетов, рекламных буклетов. На презентации желательно присутствие экспертов и зрителей из других классов.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
<
Аватар пользователя
Филологиня

20.11.2014

Мне ближе второй вариант из предложенных проектов.
Однако, мне кажется, что возможно улучшить все три варианта, связав их собственно с жизнью самих детей. Например, во втором проекте может стоит рассмотреть читательские предпочтения и выбор периодических изданий собственной семьи или ближайшего окружения, может быть учителей класса? По опыту знаю, что детям всегда интереснее заниматься научно-исследовательской работой, если она напрямую связана с их интересами, да и комиссии (в вашем случае "эксперты и представители других классов") всегда благосклоннее относятся к таким работам на различных конкурсах.
Для скачивания материала войдите или зарегистрируйтесь на сайте koncpekt.ru!
 
Считаю работу автора, достойной внимания читателей. 3 проект очень понравился.
Добавить комментарий