Выбирая методы проведения информационных часов, учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся: психологические особенности, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, уровень интеллектуального развития.
В работе представлены методы организации познавательной деятельности:
Для учеников 5-8-х классов целесообразно выбирать такие формы и методы проведения занятий, которые позволяют максимально использовать яркие эмоционально окрашенные факты, элементы игры. Для учащихся 9-11-х классов необходимы методы, позволяющие в наиболее полной мере выразить себя как субъекта познавательной деятельности, свое индивидуальное «Я».
Методы работы с общественно-политической газетой как источником информации
Мотивировать ученика к самостоятельному поиску общественно значимой информации — важнейшая цель информационной работы. Приемы работы с газетой как с источником знаний известны давно. Однако работа с газетой на информационном часе имеет свою специфику. Предлагаемые способы организации работы с газетой позволяют сделать эту работу эффективной и увлекательной.
Копилка идей
Создать игру просто:
Возьмите малоформатную карту (Беларуси, мира, Европы), наклейте ее на лист двухслойного гофрированного картона, — вот готово игровое поле для «Путешествия по...» (городам Беларуси, заповедникам, памятным местам; Северной Америке, Африке, Индии, странам Европы и т. д.). Остается только изготовить маленькие флажки, которыми можно отмечать места остановок на карте.
1. Лист ватмана с наклеенными кусочками двухстороннего скотча может сыграть роль «картинной галереи», доски почета, табло и т. д.
Викторины дают возможность обобщить и систематизировать имеющиеся знания и могут использоваться как один из элементов на информационном часе наряду с другими формами познавательной деятельности.
В данном разделе приводятся примеры тематических викторин. Они могут быть словесными, с применением иллюстраций и предметной наглядности, с наводящими вопросами и выбором ответа.
В 5—8-х классах викторина может занимать все время информационного часа.
Викторины ориентированы на:
Рекомендации.
Информационный час «Газета в моей семье»
Метод позволяет:
- повысить мотивацию к чтению периодических изданий;
- стимулировать интерес к исследовательской работе.
Предварительное задание: ученики проводят исследование «Газета в моей семье».
Вопросы анкеты для родителей.
Ход проведения
I этап. Вступительное слово учителя. Напомните ученикам, что в классе (школе) проводится конкурс на самую популярную семейную газету.
II этап. Устные высказывания учеников: каждый ученик комментирует результаты опроса в своей семье (счетная комиссия фиксирует название и количество газет).
III этап. Присуждение дипломов «Самая популярная газета». «Самый активный социолог». «Самая читающая семья».
IV этап. Заключительный этап. Учитель подводит итоги занятия, говорит, что конкурс продолжается: «Мы выяснили предпочтение наших родителей. Теперь настала очередь вручить дипломы «самой популярной газете класса и самому читающему ученику. Читайте газеты! Выбирайте самую интересную на свой взгляд! Через месяц мы снова подведем итоги».
Информационный час «Дизайнерский проект»
Метод позволяет:
Материальное обеспечение: копии газетных статей, цветные карандаши, линейка.
Описание. Сделать увлекательной работу со «скучными» цифрами позволяет форма организации работы с газетой (приведенная ниже).
В газете чаше всего статистические данные оформлены в виде таблиц или находятся в тексте газетных статей. Учителю необходимо предложить каждому ученику копию актуальной аналитической газетной статьи, которая содержит статистические данные. Можно предложить статистические данные, оформленные в виде газетной статьи.
Ход проведения
I этап. Предложите учащимся познакомиться с газетной статьей.
II этап. Предложите учащимся изменить дизайн статистической информации: оформить таблицу, график, диаграмму, гистограмму и т. д. (табл.1).
Пример перевода текстовой информации в графическую
III этап. Предложите учащимся передать статистическую информацию, оформленную в виде таблицы способом построения гистограммы (табл. 2).
Пример перевода информации, оформленной в таблицу, в гистограмму
IV этап. Предложите придумать нестандартный дизайн в оформлении данной информации. В результате могут получится графики в виде гор, а гистограммы в виде небоскребов и т.д.
Викторина «Народная мудрость»
Метод позволяет:
— влиять на закрепление знаний о традиционных ценностях белорусского народа:
— содействовать развитию образного и логического мышления;
— создавать условия для воспитания гражданственности и патриотизма.
Ход проведения
Учащиеся получают предварительное задание: из газет Республики Беларусь выбрать статьи о мужестве, патриотизме, человечности, трудолюбии. В них должны быть описаны реальные факты из жизни белорусского общества.
В начале занятия учитель знакомит учащихся с темой и целью информационного часа, задает вопросы, которые позволят учащимся раскрыть понятия «патриотизм», «человечность», «трудолюбие», «мужество».
Задание 1. Приведите примеры из жизни, когда люди проявили мужество, патриотизм, трудолюбие, человечность. (Учащиеся приводят примеры. Комментируют выбранные статьи из газет.)
Задание 2. Из списка предлагаемых пословиц и поговорок выберите четыре близкие по значению. Какие качества нашего народа они иллюстрируют?
Перечень пословиц и поговорок
1. Не место красит человека, а человек место.
2. Самолюб всякому не люб.
3. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
4. Где ум, там и толк.
5. Береженая вещь два века живет.
6. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
7. Всему бывает причина.
8. Все минется, а одна правда останется.
9. Где любовь, там и согласие.
10. Грамоте учиться — всегда пригодится.
11. У врача лечись, у умного учись.
12. Грозит мышь кошке, да издалека.
13. Сам себе на уме.
14. Ум да здоровье дороже всего.
15. Без труда чести не получишь.
Задание 3. Закрепление «Прямая речь». Какие качества, кроме выделенных вами, свойственны нашему народу?
Информационный час-викторина «Беларусь моя синеокая»
Метод позволяет:
влиять на закрепление имеющихся знаний о природе, общественных отношениях, национальных традициях белорусского народа; содействовать развитию образного и логического мышления; содействовать развитию навыков работы с иллюстрацией и предметной наглядностью; создавать условия для воспитания гражданственности и патриотизма.
I этап.
1. Синеокая страна всем ребятам дорога. Испытаний не боюсь! Расскажу про...
2. Даю слово я всем честно: семиклассникам известно— в самом центре континента расположена она.
3. Если Беларусь страна, ей символика нужна. Говорят, что в ней сокрыта вся народная душа.
4. О народе, о стране гимн расскажет всей Земле. Что, ребята, говорится в первой же его строке?
5. Испокон веков пошел меж державами закон: суверенная страна невозможна без герба. Важно все в нем форма, фон, кто на нем изображен
- Что представляет собой форма герба Республики Беларусь?
- Что находится в центре?
- Что находится в лучах восходящего солнца?
- Почему цвет контура зеленый?
- Какой геральдический элемент венчает герб?
6. Трех цветов три полосы Очень часто видим мы.
Сшиты вместе, как одно.
Вы ответьте, это что?
- Что символизируют цвета белорусского флага, орнамент?
- Над какими зданиями в будни и в праздники развевается белорусский флаг?
7. И последний мой вопрос,
Задаю его всерьез:
Почему наша страна Синеокой названа?
II этап. Проводится с использованием иллюстративной наглядности. Учитель задает вопросы о природных особенностях страны, акцентирует внимание на том. какие меры по ее сохранению приводятся.
Используемые иллюстрации:
1) природные ландшафты;
2) представители флоры;
3) представители фауны.
Подборка иллюстративного материала должна включать ландшафты, представителей флоры и фауны, которые не свойственны природе Беларуси.
III этап. Учитель демонстрирует предметы, которые позволяют установить ассоциативную связь с особенностями общественной жизни страны.
Предметная наглядность используется для анализа особенностей национальной культуры, менталитета и ценностных предпочтений белорусского народа.
1. Общественные отношения:
а) конституция Республики Беларусь;
б) вымпелы общественных организаций;
в) республиканские газеты;
г) сувениры с изображениями памятников и мемориальных комплексов Беларуси.
2. Традиционная культура:
а) изделия из льна;
б) изделия из соломки;
в) инкрустированные соломкой сувениры из дерева;
г) рушники, элементы национальной одежды,
IV этап. Закрепление материала проводится в форме «пожеланий» Республике Беларусь. Каждое пожелание должно поддерживаться аплодисментами участников викторины.
V этап. Установление связи между пожеланиями детей и национальной идеей Республики Беларусь может использоваться в качестве выводов.
Учитель может закончить информационный час словами: «Я не сомневаюсь, что все ваши пожелания исполнятся, потому что главный лозунг нашей государственной политики "За сильную и процветающую Беларусь” — совпадаете вашими пожеланиями. И мы нашему государству в этом... (поможем)».