Цель данной работы – представить некоторые приемы и формы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, в частности, уроки-игры и уроки-мастерские.
Если бы меня спросили, на чем основывается моя педагогическая философия, я бы ответила: «Н трех постулатах. Это, во-первых, доверие; во-вторых, взаимопонимание учителя и ученика; в-третьих, интерес к предмету.
Каждый последующий является, кроме того, следствием предыдущего». Работая первые годы, переживала, что часто не успеваю за урок рассказать ребятам обо всем, что запланировала. Оказалось, что, готовясь к уроку, прежде всего думала об учебном материале, почти не учитывая возможностей учащихся, особенностей их восприятия, памяти. Хотя, конечно, и тогда старалась заинтересовать ребят.
Сейчас предварительно мысленно проигрываю каждый урок, и бывает, что уже в готовом конспекте делаю поправки: что-то вычеркиваю, добавляю, изменяю формулировки вопросов с учетом восприятия учеников, стараюсь разнообразить приемы и формы работы. Поняла, что основой полноценного урока должно быть совместное творчество учителя и ученика, основанное на доверии, взаимопонимании и интересе.
Поэтому современный урок, особенно урок словесности, - это урок мысли и чувства, высокого духовного наслаждения и труда и вместе с тем получения знаний о жизни, о людях, о литературе. Только такие уроки вызывают у учащихся интерес, а учитель от них получает удовлетворение.
Важно видеть в каждом ученике личность, но не менее важно заинтересовать ребят, чтобы каждый урок они воспринимали как открытие, с нетерпением ждали его.
На чем же основывается заинтересованность учащихся, способствующая активизации их познавательной деятельности на уроке.
Во-первых, материал должен быть понятен; во-вторых, усвоение его должно предполагать элементы исследовательской деятельности; в-третьих, необходимо разнообразие форм преподнесения материала.
Особый интерес вызывают у ребят игровые формы уроков. Мною разработаны четыре вводных урока (в 6-9 классах) по теме «Страна Литературия», цели которых следующие: знакомство с учебниками литературы, повторение ранее изученных произведений, получение новых и закрепление известных сведений по теории литературы; развитие мысли и чувства, памяти и речи учащихся.
Урок в шестом классе «В стране Литературных Героев» проводится в виде знакомства с картой этой необычной страны, с ее областями (Поэзия, Проза, Драматургия) и районами (Стихотворение, Поэма, Сказка, Рассказ, Повесть, Роман). Ученики, выполняя задания, доказывают, что они могут быть достойными гражданами Литературии.
Урок в седьмом классе «По дорогам и тропам Литературии» также предполагает использование карты. Но игроки (по одному от каждого ряда – в процессе игры они могут заменяться другими) преодолевают Сказочную чащу, Сочное озеро, взбираются на Поэтическую гору, выполняют задания Веселого карандаша, попадают в Заколдованный замок и с честью из него выбираются, переходят через Былинное поле, спускаются в Овраг мудрости; пройдя по Дороге в прошлое, вспоминают Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и их произведения; по Мосту в XX-XI века снова попадают в современность и возвращаются по Тропинке в класс.
Чтобы преодолеть все эти препятствия, ученики вспоминают пословицы и поговорки, народные и литературные сказки, былины, а также произведения С.А. Есенина, А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.П. Гайдара и др. Продвижение по карте – с помощью трех флажков разного цвета.
Вводные уроки в восьмом и девятом классах предполагают еще более конкретное знакомство с Литературией – это урок-детектив «В Кладовой Тайн Литературии» (используется макет Кладовой Тайн) и игра «На Островах Любви Литературии».
Оба урока – в виде соревнования двух или трех команд по типу «Что? Где? Когда?». Сами условия игры близки с детства ребятам. Поэтому работа учеников на вводных уроках – играх отличается активностью и результативностью (обычно итог каждого урока – не менее 10 отличных и хороших оценок), способствует созданию определенного настроя в восприятии следующих уроков литературы. Значительная доля самостоятельности ребят при выполнении заданий.
А ведь основная цель развития школы в современном социокультурном аспекте – сформировать личность, обладающую умениями учиться самостоятельно. Существующая же система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. При этом не раскрывается до конца творческий потенциал человека, закрепляется его зависимость от решений, принимаемых другими, что в конечном итоге служит источником социального неравенства и подчинения авторитетам власти.
Все направления педагогической деятельности учителя объединяет новая форма взаимодействия учителя и ученика – педагогическая мастерская, основной закон которой: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам». «Мастерские объединяются задачами предметного преподавания и несут в себе огромные возможности для интегрированного обучения, так как реализуют цели образования и воспитания комплексно».
В настоящее время опыт проведения мастерских распространился по всей России. Увлекла эта новая форма обучения и меня. Около десяти лет занимаюсь освоением методики и разработкой уроков – мастерских. Свой опыт обобщила в виде проекта программы курса «Творческие мастерские по русскому языку и литературе (5-9 классы)» и программы элективного курса в 9 классе «Уроки творчества».
Технология мастерских достаточно подробно изложена в работах педагогов Санкт-Петербурга, но тем не менее не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей отработке и теоретическому осмыслению. Может быть, поэтому значительная доля методистов не воспринимает эту технологию как эффективную и результативную, способствующую активизации познания и развития речи. Мне приходилось выслушивать мнения, в которых откровенно звучало неверие в то, что ученик, не зная темы, заранее не готовясь к мастерской, в течение каких-то 20-30 минут как итог создает оригинальный высокохудожественный текст в виде эссе, литературно-критической статьи, стихами или прозой.
При всем разнообразии мастерских есть некий алгоритм процесса. Представим его действие на конкретных примерах. Постараюсь сказать свое слово о мастерских, излагая не только теорию по этому вопросу так, как восприняла ее, но и иллюстрируя свои размышления примерами тем мастерских из авторских программ и работ моих учеников, созданных в процессе мастерских.
Толчок, который должен помочь разбудить мысли учащихся, получил название индуктора. Это может быть задание вокруг слова («игра» со словом, его «раскатывание», создание ассоциативного ряда), предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для учеников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.
Для работы в мастерской типичен элемент неопределенности, неясности.
Во-первых, это связано с тем, что заранее не сообщается тема занятия. Ученики приходят на урок с двумя листами бумаги (один - рабочий, другой - для окончательного текста и иллюстраций), ручкой и цветными карандашами или фломастерами. На рабочем листе оставляются 2-3 строчки для темы, которая будет сформулирована учениками в процессе мастерской.
Во-вторых, в заданиях значителен элемент неопределенности. Данная деятельность стимулирует творческий процесс. Особенно нравится ученикам «раскатывать» слово, то есть создавать его звуковой портрет. Интересно, что в портрете слова, как и в портрете человека, ничего нельзя переставить. Вот, например, звуковой портрет слова «апрель» (из работы ученика):
На мастерской в 10 классе на тему «Герой или антигерой» индуктором становится раскатка слова «клинч». Ученики на основе букв и слогов этого слова создают новые слова: клин, крик, клич, чин, клеймо, ключ, кличка, личность и др. Не многие из ребят (кроме тех, кто читал одноименную пьесу А. Слаповского) знают, что такое «клинч» (обоюдный захват боксеров, запрещенный прием в спорте), - это стимул заинтересовать их, сделать так, чтобы они сразу включились в активную работу.
Индуктором может стать фотография, или портрет, или какой-либо предмет. После каждого этапа мастерской необходимо предъявить продукт всем участникам – это социализация.
Если позволяет время (а мастерская длится как минимум 2-3 урока), то высказываются все, при дефиците времени – социализация по группам (обычно класс разделен на группы по 4-5 человек). Во время социализации учащиеся имеют возможность как высказать свое мнение, так и услышать мнения ровесников.
Работа публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже