Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.
Данный материал поможет учителю провести одно из внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе с учащимися 7-9 классов. Ресурс содержит вопросы как из учебного материала, истории языка, грамматики, что способствует развитию кругозора школьников.
Каждый учитель и ученик хотя бы раз смотрел передачу «Что? Где? Когда?», поэтому, уверена, что никаких сложностей с проведением игры не возникнет. Переход от слайда к слайду производится по щелчку, ответы появляются поочерёдно автоматически, правильный ответ – по щелчку.
Данная игра направлена на развитие интереса, расширение кругозора учащихся.
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому языку, укреплению любви к слову и нестандартным решениям.
Задачи:
- привить любовь к русскому языку, живому слову;
- способствовать обогащению знаний в области русского языка, словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;
- способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- воспитывать уважение к родному языку;
- способствовать укреплению и сплочению детского коллектива, воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи;
- пробудить интерес к предмету, выявить знатоков русского языка и литературы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран. У детей: листы для записей, ручки, карандаши.
Наглядность: Слайдовая презентация.
Правила игры. Соревнуется команда из шести человек, представители 7-9 классов. Даётся время на обдумывание вопросов - 1 минута. Игра ведется до 6 очков.
Вопросы для игры
Вопрос для 2 сектора: Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?
– «Не хочу учиться, а хочу жениться!»
Митрофан из комедии «Недоросль» Фонвизина
Вопрос для 8 сектора: Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?
– Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Фамусов из «Горя от ума» Грибоедова
Вопрос для 11 сектора: Пушкин в «Капитанской дочке» описывает такой случай: перед нападением Пугачёва на крепость комендант, прощаясь с семьёй, велел Маше надеть сарафан.
Почему он так поступил?
Сарафан – это одежда русских крестьянок, а людей из народа пугачёвцы не трогали.
Значит, капитан не был уверен, что крепость выстоит
Вопрос для 5 сектора: Перед вами несколько репродукций с картин русских художников (Суриков «Боярыня Морозова», Репин «Царевна Софья», Флавицкий «Княжна Тараканова»). Героине какой из картин посвящены строки, созданные В. Шаламовым?
Перед ней склоняются иконы,
Люди – перед силой прямоты
Яростно земные бьют поклоны
И рисуют в воздухе кресты.
И над толпой порабощенной,
Далеко и сказочно видна,
Непрощающей и непрощенной
Покидает торжище она.
«Боярыня Морозова», Суриков
Вопрос для 6 сектора: (блиц)
1. Назовите имя русского писателя который имел псевдонимы: «Врач без пациентов», «Брат моего брата», «Человек без селезенки». Чехов.
2. В пьесе У.Шекспира «Ромео и Джульетта» Ромео носит фамилию Монтекки. Как фамилия Джульетты? Капулетти.
3. Назовите фамилию, имя и отечество няни А.С. Пушкина? Арина Родионовна Яковлева.
Вопрос для 12 сектора: В начале XVIII века в названии российского города было три твердых знака. Затем стало два, в 1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? (Санкт-Петербург)
Вопрос для 11 сектора :Однажды, еще в советские времена, бывшего первого секретаря Липецкого обкома комсомола назначили на должность секретаря посольства в Англии. Однако после первого же посещения Букингемского дворца он был срочно отозван на родину, поскольку беседу с английской королевой он начал с совершенно неприличного в этой ситуации вопроса. Воспроизведите этот вопрос по-русски или по-английски. (Вы говорите по-английски?)
Вопрос для 3 сектора: Архаизмы «лепота», «лобызать», «десница», «выя» замените словами из активного запаса современного русского языка. (Лепота – красота; лобызать – целовать; десница – правая рука; выя – шея)
Вопрос для 10 сектора:Подбери фразеологизмы по их толкованию:
- Овладевать собой, успокаиваться. – Брать себя в руки
- Становиться благоразумнее, образумливаться –
- Браться за ум
- Поступать так, как прежде, в молодости – Тряхнуть стариной
- Совершенно безразлично, всё нипочём, ничего не действует- Как с гуся вода
- Притворяться, прикидываться, не быть самим собой –
- Играть роль
- Временно, незаконно – На птичьих правах
Вопрос для 9 сектора: В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то нам и приходит на помощь это слово. Найдите его в реплике А. Чацкого.
Когда в делах – я от веселий прячусь,
Когда дурачиться – дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа. (А. Грибоедов)
Слово, которое обозначало в древнерусском языке 10000, - тьма.
Вопрос для 4 сектора: Как бы называлась басня И.А. Крылова «Квартет», если бы музыкантов в ней было 3, 5, 6? (3 – трио; 5 – квинтет; 6 – секстет)
Вопрос для 7 сектора: Какое значение имело слово анекдот во времена А. Пушкина?
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей
(«Евгений Онегин»)
Слово анекдот во времена А. Пушкина имело значение «история».
Вопрос для 1 сектора: Запишите пары слов: песня и стих, гол и пас, два и три. Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (Вторые слова могут пониматься как глагольные формы)