Имея огромный опыт работы в дошкольном учреждении для детей с проблемами в речи, я могу сделать вывод о том, что количество таких детей не уменьшается.
У многих детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточное развитие движений пальцев рук, что влияет на речевую функцию. Для решения этой проблемы необходим комплексный подход.
Ученые, изучающие детский мозг, подтверждают важное значение движений рук для развития речи у детей. Исследователи из Института физиологии детей и подростков установили прямую зависимость между развитием речи и моторикой пальцев рук.
Тренировка пальцев ускоряет развитие мозга и способствует нормальному речевому развитию. Ученые также выявили, что моторика рук тесно связана с развитием речевых областей в мозге. Тренировка пальцев рук рекомендуется для стимулирования речевого развития у детей с задержками.
Анализ развития движений пальцев и кистей у таких детей показывает, что многие из них испытывают трудности. Особенно выражена слабость в сложных координированных движениях ведущей руки, что затрудняет использование ручки или карандаша.
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой, так как это влияет на их способность к самообслуживанию. Механическое развитие рук сильно влияет на развитие речи и мышления у детей, как подтверждено исследованиями.
При работе в группе, где доминирует принцип компенсации, наша основная цель - способствовать развитию мелкой моторики у детей. Это связано с тем, что уровень речевого развития зависит от того, насколько развиты движения пальцев рук. По мнению ученого В.И. Блыской, развитие мелкой моторики считается важным фактором для общего развития.
Одним из видов творческой деятельности, которую мы применяем для развития детей с нарушением речи, является техника "квиллинг".
Техника "квиллинг" - это искусство скручивания узких полосок бумаги в различные фигуры, чтобы создать объемные или плоскостные композиции
Каждый ребенок по своей природе жаждет творить, но часто страх провала мешает им выразить себя. Поэтому важно заинтересовать детей процессом творчества, не сосредотачиваясь на конечном результате. Главное - воспитать уверенность в себе и показать, что любой результат ценен.
Через занятия квиллингом ребята улучшают мелкую моторику, развивают точность движений и глазомер, приобретают навыки и умения. Такие занятия помогают развить художественный вкус, логику и пространственное воображение. Кроме того, они приносят практические навыки, которые помогают ребенку чувствовать себя увереннее и освобождают от беспомощности перед взрослым миром.
Можно сказать, что данный вид деятельности оказывает значительное воздействие на личностное развитие. Труд в технике «квиллинг» способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья таких качеств личности, как упорство, способность завершать начатое дело, выраженное последовательностью и настойчивостью в достижении поставленных целей, трудолюбие и аккуратность.
Мы разрабатываем у детей умение работать руками под контролем сознания, гармонию движений руки и глаз (координация зрительно-моторных навыков, осмысленная моторика). Мы утверждаем, что польза квиллинга в работе с детьми с нарушением речи неоспорима.
Тонкая моторика развивается начиная с самого раннего возраста. На первом этапе ребенок учится удерживать предмет, после чего приобретает умение перекладывать объекты из одной руки в другую, и уже к двум годам способен рисовать, умело держать кисть и ложку.
В дошкольном и начальной школьной стадии навыки становятся более сложными и разнообразными. Увеличивается спектр действий, требующих согласованных движений обеих рук.
Квиллинг способствует развитию тонкой моторики у детей и является отличным средством для укрепления и развития этих умений
Связь дробной моторики и речевой функции неразрывно связана с развитием тонкой моторики. Ребенок использует миллионы нервных окончаний, создавая фигурки. Все это способствует развитию у детей терпения, внимания, зрительной памяти, образного мышления и речи.
Мы стремимся, чтобы занятия квиллингом с использованием методов логопедии были естественными. Они помогают эффективно преодолеть речевые нарушения и пополняют словарный запас ребенка. Проводя занятия с детьми в технике «квиллинг», мы развиваем у них эстетическое чувство, воображение, помогаем выражать себя.
Произведения, созданные маленькими пальчиками наших детишек, нельзя переоценить. Ребенок творит, создает. Каждый ребенок в нашей группе уникален - игрушка, рисунок, поделка, которые он создает, уникальны. Кроме того, занятия квиллингом развивают у детей чувство прекрасного, что имеет важное значение для их эстетического и эмоционального развития.
Помочь ребенку поверить в себя и проявить себя - это длительный и трудоемкий процесс. Чтобы добиться успеха, недостаточно просто показать и объяснить, как это сделать. Поэтому мы работаем вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и оказывая помощь. Мы стараемся создать такую атмосферу, в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и поддержка.
Таким образом, применение техники «квиллинг» на занятиях и в повседневной жизни в детском саду с детьми с задержкой речевого развития способствует тому, что беспокойные дети становятся более спокойными, замкнутые - учатся доверять, а неусидчивые - направляют свою энергию в творческое направление.